Что такое базовые стратегии?

28 марта 2016
Просмотров: 975

Базовые стратегии разрабатывались с целью помочь начинающим бизнесменам поставить свой бизнес на ноги. Именно благодаря им можно изучить устойчивые позиции на рынке, а также понять, есть ли потенциал у предлагаемого товара или же лучше переключиться на что-то другое. Такой аналитический подход помогает владельцу предприятия понять, насколько его дело будет прибыльным и как его необходимо правильно продвигать. Но, чтобы все получилось, необходимо знать виды базовых стратегий и что они подразумевают.

Разработка стратегии развития

Стратегии развития - чем можно воспользоваться?

Базовые стратегии развития имеют свою классификацию, а точнее виды. Каждый предприниматель сам вправе выбирать, какой именно стратегией ему стоит воспользоваться, чтобы его бизнес пошел в гору.

Для своей фирмы можно попробовать следующее:

Концентрированный рост. Стратегии данной категории предназначены для развития старой отрасли или освоения новой. В этом случае занимаются улучшением производимого продукта. Тут тоже есть своя небольшая классификация:

  • стратегия усиления позиций - подразумевается максимально широкая реклама относительно того, что производимый продукт является лучшим среди аналогов;
  • развитие рынка - производимый продукт должен распространиться и на другие потоки, например, в другие города, а по возможности и другие страны; тут также стоит предлагать изделие и для других сфер, где оно может пригодиться;
  • развитие самой продукции - каналы сбыта остаются старыми, но идет модернизация самого продукта, например, меняется его форма, вкус, цвет и т.д.

Стратегии концентрированного ростаКстати, говоря о стратегии концентрированного роста, стоит упомянуть и тот момент, что тут также подразумевается не просто реклама и всевозможные акции, но и подавление конкурентных предприятий, вплоть до их поглощения.

Интегрированный рост. Данные базовые стратегии развития направлены на расширение самой компании, а точнее ее структур или же ее слияние с другими аналогичными фирмами.

Эта стратегия тоже имеет подвиды:

  • обратная вертикальная интеграция - в фирме создаются отделы, занимающиеся снабжением, что позволяет существенно сократить расходы, но при этом усилить контроль над посредническими структурами;
  • вперед идущая вертикальная интеграция - в этом случае производится контроль над посредниками, но в отличие от первого варианта здесь организации-посредники поглотятся.

Диверсифицированный рост. Данный тип стратегий предназначен для тех ситуаций, когда компании некуда дальше расти, т. е. она достигла максимума в своем развитии.

К данной категории относят следующие подвиды:

Стратегии интегрированного роста

  • центрированная диверсификация - в наличии имеются старые технологии и сырье, но задача организации - со старой базой найти новые возможности для создания нового продукта (или по крайней мере его усовершенствования);
  • горизонтальная диверсификация - потребитель остается тот же, но компания разрабатывает и применяет новые технологии, которые позволят усовершенствовать изделие;
  • конгламеративная диверсификация - тут уж фирме предстоит использовать не только новые технологии и создавать абсолютно новый продукт, но и заниматься активным завоевыванием нового рынка.

Объективно оценивая все вышеприведенные стратегии, можно сказать о том, что последний вариант считается очень рискованным. Но зато, если он сработает, фирма получит не только высокую стабильную прибыль, но и новую сферу работу. А это еще один толчок для развития компании

Сокращение

Данная стратегия является самой тяжелой, так как требует вынужденных мер. И тут есть своя градация:

Эталонные стратегии сокращения бизнеса

  • отделение - когда хозяин компании вынужден продать части или филиалы своей фирмы;
  • разворот - когда приходится сокращать производство товаров;
  • реструктуризация;
  • ликвидация фирмы.

Бывают случаи, когда владелец может выбрать несколько вариантов параллельно: например, сокращается какая-то ветвь производства, соответственно, отпадает и определенная сфера рынка. Тут фирма может и сократить некоторые свои структуры.

Вне зависимости от того, какая стратегия будет выбрана, для фирмы все-таки изменения настанут.

Даже если кажется, что сокращение - это плохо, оно обязательно отразится на инновациях. Тут уже все будет зависеть от грамотности самого руководителя, от того, насколько он сможет соединить негативные и положительные моменты.

Стратегия и вид предприятия

Стратегия ростаВыше были представлены все виды стратегий. Но каждый из них имеет свою эффективность только в том случае, если его применяют в нужный момент и в нужной фирме. Здесь в учет нужно брать сразу и внешние, и внутренние факторы.

Поэтому бизнесменам стоит обратить внимание на следующие моменты:

  1. Ограничение роста.
  2. Рост.
  3. «Последнее средство» - сокращение.
  4. Комбинации.

Ограничение роста подойдет для компаний, которые имеют дело со стабильными технологиями. Данная стратегия подразумевает работу от достигнутой точки, которая в последующем может корректироваться, если изменится ситуация. Данный путь имеет меньше всего рисков, поэтому большинство руководителей придерживаются именно его.

Стратегией роста рационально пользоваться тем фирмам, которые стабильно развиваются, где технологии не стоят на месте. Если сравнивать результаты каждого предыдущего года с результатами последующего, то можно отметить положительную динамику в каждом последующем периоде.

Сократить людей не всегда значит повысить эффективность деятельности. Иногда это способ сократить расходы, поэтому стратегию сокращения выбирают достаточно редко. В этом случае руководству приходится опускать планку результатов несколько ниже, нежели она была до этого. Сокращение на предприятиях проводят уже тогда, когда не наблюдается положительная динамика, из-за чего производство теряет свою эффективность и результативность. «Последним средством» сокращение называется именно потому, что к нему прибегают уже в последнюю очередь.

Грамотный руководитель всегда старается использовать сразу несколько вариантов, которые позволят достичь компромисса на предприятии. Но в большинстве случаев это помогает именно на крупных фирмах, которые занимают сразу несколько ниш на рынке. Вариант комбинаций может рассматриваться как продажа неэффективной отрасли, когда на вырученные деньги будет приобретена структура с более высоким потенциалом.

У базовых стратегий развития всегда есть альтернатива:

Структурирование вызова роста

  • стратегия роста - внешний рост (слияние нескольких других фирм), внутренний рост (расширение собственной продукции);
  • сокращение - отсечение лишнего или полная ликвидация.

Чтобы выбрать эффективный подход к организации работы, необходимо четко ответить на следующие вопросы:

  • какие цели у предприятия и как на них может сказаться выбранная стратегия;
  • имеет ли популярность производимый товар, какова его "потребительская жизнь" (долго ли он будет нравиться людям), насколько дороги и трудоемки технологии, используемые для его получения;
  • насколько четки и понятны задачи, которые подразумевает выбранная стратегия, и есть ли возможность в будущем их корректировать;
  • есть ли возможность разбить задачу на этапы и каковы сроки их выполнения;
  • насколько важны дополнительные ресурсы и есть ли возможность их привлечь.

Ответив на эти вопросы, можно максимально четко понять, насколько подходящей является та или иная стратегия именно в конкретной ситуации.

Конечно, для решения такого вопроса на фирмах всегда должны быть специалисты, которые смогут спрогнозировать ситуацию заранее. Это позволит избежать многих проблем в будущем. Поэтому руководители должны с особой тщательностью подбирать маркетинговых аналитиков - ведь именно от их работы может зависеть потенциальное процветание предприятия, будь то мелкая или крупная фирма.

Автор:
Оцените статью:
КОММЕНТАРИИ