Что нужно писать в служебной характеристике?

23 декабря 2015
Просмотров: 1194

Характеристика (от др.-греч.) – совокупность отличительных свойств кого-либо и чего-либо. Служебная характеристика также несет информацию об индивидуальных особенностях человека, только с позиции его профессиональных, деловых качеств. Хотя очень часто в ней отражаются моральные и психологические черты сотрудника для более полного раскрытия личности.

Хороший сотрудник

Характеристику пишет специалист отдела кадров либо руководитель фирмы или структурного подразделения в произвольной форме от третьего лица. Обязателен бланк организации для составления документа, который заверяется после написания подписью и печатью.

В каких случаях необходима характеристика?

Написание служебной характеристикиЧаще характеристика на сотрудника пишется для внутреннего пользования компании. Причины могут быть положительными – аттестация, повышение по службе – и отрицательными: нарушение дисциплины и трудового распорядка фирмы.

Служебная характеристика составляется и для внешних организаций:

  • для полиции – по вопросу возврата водительских прав и другим причинам;
  • в банк – для получения кредита;
  • в суд – по вопросам кредита, административным нарушениям, невыплате алиментов и т.д.

В некоторых случаях работник просит написать служебную характеристику при увольнении для предоставления на новое место работы.

Что отражает характеристика для внутреннего пользования компании?

Если характеристика пишется для внутреннего пользования, она должна показать многие стороны личности сотрудника, но в большей степени профессиональные.

Служебная характеристика для судаПлан написания характеристики состоит из следующих пунктов:

  1. Данные из анкеты или личного дела сотрудника: фамилия, имя, отчество, дата рождения, должность с датой назначения. Для полной информации можно также включить сведения об учебном заведении, которое работник закончил, карьерные изменения и переводы внутри компании (если таковые имеются). Нельзя указывать религиозную принадлежность человека и национальность.
  2. Указания на профессиональные качества сотрудника и личностные особенности. Здесь обычно указывается опыт работы, профессиональные навыки, глубина полученных знаний и умение применить их на практике. Также отмечается степень работоспособности сотрудника. Для каждой должности указать на свои положительные или отрицательные стороны (например, для бухгалтера будет важным скрупулезность, внимательность к деталям, пунктуальность, ответственность; для PR-менеджера – креативность, умение быстро принимать решения, разрабатывать новые ходы в рекламе, мобильность и активность). Не менее важно отметить психологический характер сотрудника, следование корпоративной культуре, умение идти на контакт и избегать конфликтных ситуаций.
  3. Информация о награждениях и поощрениях работника, о прохождении курсов повышения квалификации.
  4. В заключении указать вывод о сотруднике и цели написания служебной характеристики.

Характеристика для внешних организаций

Служебная характеристика для получения кредитаХарактеристика для предоставления в другие организации пишется по тому же плану. Отличие может заключаться в том, что профессиональным качествам в таком документе уделяется меньше внимания (кроме характеристики на новое место работы), а больше раскрывается информация о личности сотрудника.

В таких документах требуется, как правило, охарактеризовать человека с положительной стороны, указать на его неконфликтность, ответственность, доброжелательность, пунктуальность и т.д. Достоинства описываются в зависимости от того, с какой целью и в какую организацию составляется характеристика и раскрытие каких качеств поможет человеку добиться желаемого результата или цели (нужно уточнить, что составитель несет определенную ответственность за достоверную информацию, поэтому нужно исходить из конкретных качеств работника, а не писать характеристику по его просьбе).

Оценка профессиональных качеств сотрудника

Для того чтобы оценить работника правильно и нешаблонно (одинаково всех сотрудников, работающих на разных проектах и выполняющих различные должностные обязанности), необходимо составить кейс для каждого человека, проходящего аттестацию. Обычно у кадровых служб уже составлены такие кейсы, они удобны для приема человека на работу, помогают правильно оценить и понять, подходит ли данная работа и данная компания кандидату. Кейс составляется на основе должностной инструкции, локальных нормативных актов, корпоративной культуры фирмы.

Для аттестации и характеристики кейсы – большие помощники.

Работоспособность и профессионализм для различных сотрудников должны оцениваться по-разному.

Например, водитель – внимательный, большой стаж за рулем, безаварийное вождение, ответственность, пунктуальность, быстрота реакции, умение молчать и слушать. Менеджер по продажам – умение принимать быстрые решения, общительность, способность расположить к себе собеседника, подвижность, энергичность, ответственность и пунктуальность. Можно, конечно, составить размытую и неконкретную служебную характеристику для работника. Но пользы она не принесет, поэтому лучше подойти ответственно к написанию и подготовке документа.

Данный образец подходит для внешних организаций. Для внутреннего пользования необходимо включить больше информации о деловых качествах, возможно, с датами и названиями проектов, над которыми работал сотрудник, и тем, каких результатов в них добился.

Автор:
Оцените статью:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Нет голосов)
Загрузка...
КОММЕНТАРИИ