Функция и виды стратегии дифференциации

10 февраля 2016
Просмотров: 2901

Стратегия дифференциации - это плановое направление развития, при котором происходит разделение единого целого на части, выполняющие свою функцию в развитии системы.

Стратегия дифференциации бизнес процессов

Системные основы дифференциации в экономике

Стратегия дифференциации как идея выбора направления развития, увеличивающая конкурентоспособность предприятия, основана на общих законах устойчивого существования и успешного развития любой системы.

Каждая система в своем развитии стремится к достижению монополизма в потреблении ресурсов. Это становится возможным только за счет разрушения других систем. Такова объективная реальность в динамике материи. Все ее единицы стремятся создать свою систему, чтобы обеспечить таким образом постоянный приток вещества и энергии и достичь максимально устойчивого состояния.

Структура стратегии дифференциацииМонопольное положение достигается с помощью разрушения или подавления других систем. Полностью монопольное положение любой системы невозможно даже в мире неживой материи. Достигнув такого состояния, система впадает в стагнацию и разрушается от внутренних или внешних причин.

Мир человеческой деятельности подчиняется всем законам природы. Отдельная организация, осуществляющая производство товаров или оказывающая услуги (разница между товарами и услугами не такая уж значительная), ничем не отличается от любой другой системы. Ее специфика заключается лишь в том, что организацией управляют люди, способные к разумной деятельности, то есть к прогнозированию, планированию и самоограничению.

Эти три свойства разума порождают множество процессов и механизмов саморегуляции. В результате системы, стремящиеся к монополизму, обычно его не достигают. Причина этого очень проста - к монополизму стремятся все, поэтому они мешают друг другу. Ограничивает стремление к монополизму и особая система - государство.

В результате динамичность процессов в экономике заставляет каждую организацию заботиться не столько о монополизации своего положения, сколько о своем конкурентоспособном состоянии.

Как увеличивается конкурентоспособность организаций

Конкурентоспособность Конкурентоспособность - это захват и удержание рынка своих товаров. Для того чтобы обеспечить себе такое положение, нужно или сделать конкурентов слабее, или создать условия, при которых ваш товар приобрел бы большую приоритетность. Таким образом, захват рынка - это поиск ниши, которую по каким-то причинам еще не заняли конкуренты, и внесение корректив в свою работу с целью создания товара, соответствующего этой нише. Для достижения конкурентоспособности необходимо:

  • оценить состояние рынка и собственного производства;
  • определить адекватную стратегию развития;
  • наметить тактику действий в соответствии с избранной стратегией;
  • реализовывать тактику.

Все очень просто и в то же время сложно. Сложность состоит в степени адекватности стратегии и тактики.

Увеличение ассортимента продукцииЗахват рыночной ниши определяется количеством продаж и положительной динамикой их развития. Добиться этого можно следующим образом:

  1. Увеличить ассортимент товара. В последнее время этот способ заполнять рынок своей продукцией стал очень популярным, а разнообразие вариантов однотипного товара - привычным и востребованным. Между тем такой путь чреват дополнительными затратами и увеличением себестоимости.
  2. Снизить цену. Различают реальное и иллюзорное снижение цены. Создать видимость снижения цен можно с помощь разнообразных акций, которые создают ажиотажный спрос, но в конечном итоге могут приводить к повышению цены на товар.
  3. Обеспечить привлекательность товара за счет сопровождающих услуг. К ним могут быть отнесены: доставка, сборка, возможность возврата и обмена, подгонка одежды под фигуру и т.п.
  4. Создать определенный имидж, закрепив его брендом, то есть опознавательным знаком привлекательности именно этого товара.

Способов повысить конкурентоспособность товара много. Здесь представлены лишь самые распространенные из них. Все они являются следствием выбора предприятием определенной стратегии развития.

Смысл стратегий дифференциации

Разделение задач при дифференциацииДифференциация - это развитие через разделение на разные, но однотипные части. Например, население может разделиться на категории по разным признакам. Возможна дифференциация по политическим пристрастиям, доходам, профессиям и т.п.

Стратегии дифференциации - это такой тип развития, при котором предприятие предполагает завоевывать и удерживать рынок с помощью увеличения разнообразия предоставления пользы потребителям. Это путь развития, при котором необходимо увеличивать ассортимент, улучшить качество и сопутствующие услуги.

В понятие дифференциации не входит прямое снижение цен, но возможно увеличение их разнообразия, когда на продукт с повышенным качеством цены увеличиваются, а на вновь появившийся продукт с пониженными потребительскими свойствами - уменьшаются. Такое использование цены в качестве инструмента реализации избранного направления дифференциации увеличивает количество покупателей всей продукции данного производителя.

В результате выходит, что стратегия дифференциации направлена на увеличение разнообразия присутствия продукции данного производителя в максимально большом количестве социальных, временных и территориальных единицах.

Производство по принципу увеличения разнообразия должно заполнить множество больших и малых ниш, выдавив из них продукцию прямых конкурентов. Особое значение имеют малые ниши. Их заполнение и удержание является индикатором успешности выбранной стратегии.

Какие бывают стратегии дифференциации

Стратегия широкой дифференциации является основой повышения конкурентоспособности любого производителя.

Она состоит в выборе такого конкурентного преимущества товара, которым не обладают подобные товары или услуги других производителей.

Использование франчайзингаКонкурентная стратегия дифференциации может проявляться в различных видах:

  1. Дифференциация по товару. Ее смысл заключается в появлении у продукции новых свойств, которые увеличивают ее потребительскую ценность. Это может улучшить привлекательность товара даже при увеличении его цены.
  2. Дифференциация по услугам. Стратегия дифференциации продукции может стать успешной при изменении стратегии сопровождающих услуг. Появление новых видов услуг может повысить потребительскую ценность товара даже без изменения его собственных свойств и ассортимента.
  3. Дифференциация по персоналу. Заключается в формировании конкурентных преимуществ с помощью эффективной кадровой политики. Главным результатом такой политики является формирование команды высококвалифицированных кадров и создание системы управления, позволяющей реализовать весь потенциал специалистов. Часто люди, организованные в хорошую систему, решают все. Дифференциация по персоналу нуждается в дополнительных инвестициях, которые должны стать стимулом. Только в этом случае она даст желаемые результаты.
  4. Дифференциация по имиджу. Заключается в появлении у товара особых преимуществ. Такой товар приобретает ценное свойство - престижность обладания вещью, созданной данным производителем. Имидж производителя должен быть закреплен товарным знаком, который, в случае успеха дифференциации по имиджу, становится брендом.

Признаки успешности избранной стратегии

Дифференциация как направление развития дает компании возможность:

  • повысить цену на большую часть продукции или услуг;
  • увеличить продажи за счет новых потребительских свойств товара или услуг;
  • улучшить имидж организации, что увеличит гарантии будущих продаж и стабильности прибыли;
  • расширить круг своих покупателей;
  • создать бренды как гарантию длительно существующих высоких продаж.

Особенно успешна дифференциация при стабильно длящихся доходах от продаж. Это означает, что обновленный и измененный товар снизил пресс конкуренции и увеличил численность своих покупателей.

Дифференциацию можно считать неудачной при отсутствии положительной динамики продаж или кратковременном увеличении количества продаж и прибыли. Одним из признаков хорошей находки в расширении ассортимента является интерес к товару у конкурентов. Однако эта удача быстро станет неудачей, если они легко могут копировать признаки нового товара.

Автор:
Оцените статью:
КОММЕНТАРИИ