Что такое стратегия сокращения?

30 июля 2015
Просмотров: 4800

Стратегия сокращения - это вид стратегии развития предприятия, который представляет собой маневр в нестабильный период. Выбор такой стратегии - это действия в условиях риска, проводимые в целях его минимизации и достижения стабильности состояния предприятия.

Антикризисные мероприятия

Виды стратегий и их функции

Стратегии любого предприятия основываются на системе прогнозирования и планирования.

Прогнозирование - это мониторинг основных показателей внутренней и внешней среды предприятия с предсказанием вариантов развития в вероятных условиях. Цель любого прогноза - это определение возможных сценариев развития. Чем точнее и качественней прогноз, тем больше сценариев он должен предоставить субъекту, принимающему решение.

Дефицит бюджета организации

Планирование - это всегда выбор стратегии развития из множества сценариев прогноза. Выбранная стратегия является базовой, остальные - альтернативными.

Идеал развития любого предприятия состоит в возможности выбора стратегии роста. Правильная реализация такой стратегии сулит прибыли. Однако это всегда сопряжено с рисками перепроизводства и усиления давления конкурентов.

Легко и длительно реализуемые стратегии роста и ограниченного роста являются показателями грамотного менеджмента, благодаря которому удается достичь стабильного состояния.

Если исходить из того, что экономический смысл деятельности любой коммерческой организации состоит в получении прибыли, то стратегии роста предполагают получение максимально возможной прибыли. Однако постоянный рост может быть только в постоянно благоприятных внешних и внутренних условиях и растущих рыночных нишах. В современных условиях такое положение не только маловероятно, но и нереально. Стабильное положение достигается постоянным маневром в выборе стратегии. Стратегия сокращения часто является маневром, который должен вывести организацию к благоприятной стратегии роста и стабильной стратегии ограниченного роста.

Стратегии сокращения и их виды

Принято считать, что стратегия сокращения применяется тогда, когда предприятие находится в безвыходном положении. Однако это не всегда так. К подобным стратегиям прибегают и руководители вполне благополучных организаций.

Пример сокращения может сводиться к следующему:

Сокращение персонала

  • отмене выпуска части ассортимента товаров и услуг;
  • банкротству предприятия или его дочерних предприятий;
  • закрытию магазина, находящегося в невыгодном положении;
  • ликвидации устаревших структур, технологических циклов;
  • отказу от финансирования некоторых управленческих систем.

Таким образом, сокращение не всегда является вынужденной мерой, оно может быть и грамотным управленческим решением по оптимизации производства.

Однако для малых предприятий выбор такой стратегии чаще всего является планом по спасению и выходу из кризиса с наименьшими потерями.

Каждый предприниматель принимает решение по ситуации. Для малых предприятий это, как правило, сегодняшняя ситуация. Роскошь далеко заглядывать в будущее могут позволить себе чаще всего руководители крупных предприятий с большим охватом территории реализации продукции или услуг. Однако плох тот солдат, что не мечтает стать генералом. Без оценки перспектив развития не может состояться никакое предприятие. Если выбор любой стратегии - это выбор будущего, то выбор стратегии сокращения должен стать тем шагом назад, за которым последуют два шага вперед.

Сколько людей - столько и вариантов действий. Каждое действие неповторимо, поскольку производится в своих, всегда уникальных условиях. И, тем не менее, сокращение как совокупность действий может укладываться в следующий диапазон классификаций.

Сокращение расходов организации

  1. Стратегия отсечения лишнего. Лишним может быть что-то, что неперспективно по причине снижения спроса или появления лимитирующих факторов иного характера (налоги, акцизы, санитарные требования и т.п.), которые снижают рентабельность данного производства или услуг. Кроме того, к категории лишнего могут быть отнесены территориально удаленные структуры, которыми сложно управлять. Чаще всего отсечение лишнего - это отказ от целой структурной единицы, например фабрики, магазина, филиала, цеха, офиса, представительства. Ликвидируемый объект может продаваться, оформляться в отдельное юридическое лицо, которое может приобрести статус дочернего предприятия или стать полностью независимым. Отсечение лишнего может проявляться и в полной ликвидации структурной части.
  2. Стратегия сбора урожая. При выборе такой стратегии предприятие отказывается от перспективного роста и принимает решение в пользу получения максимальных доходов в короткий период. Это может быть рывком с целью дальнейшего роста в другом направлении или перед самоликвидацией. Данная стратегия реализуется в виде сокращений затрат на закупку сырья, комплектующих материалов, привлечение рабочей силы, занимаемых площадей и т.п. В перспективе ликвидации возможны маркетинговые ходы, направленные на экстренный сбыт товара, даже в ущерб партнеров и имиджа. В этом случае это уже не отступление перед прыжком, а уход с поля боя.
  3. Стратегия сокращения расходов. Сокращение расходов - это далеко не всегда сокращение. Все зависит от действий в данный момент по отношению к предприятию или его структурным частям. В масштабах предприятия действия в данном направлении могут носить характер общей экономии или отказа от финансирования какой-либо деятельности или структурной части. В любом случае эта стратегия направлена на сокращение расходов с целью найти возможности максимально снизить затраты и повысить таким образом рентабельность предприятия. Чаще всего этот вид сокращения является временной мерой и направлен на сохранение целостности предприятия или отдельных его отраслей. Если данная стратегия не имела успеха, то приходится переходить к другим - отсечению, ликвидации и т.п.
  4. Стратегия ликвидации. Данная стратегия реализуется через процедуру банкротства и считается всегда крайней мерой. Однако в постоянно меняющемся рыночном мире даже юридическая смерть предприятия может стать лишь поводом для его реинкарнации. Ликвидация может быть последней волей нежизнеспособного субъекта экономики или осознанными действиями этого субъекта по созданию стартовой площадки для рождения и роста нового предприятия.

Оба варианта действий могут быть продиктованы необходимостью получить последнюю выгоду от предприятия. Особенно это актуально в ситуации зависимости от кредиторов. В этом случае для владельца предприятия ликвидация является одним из способов отдать долги, сохранить свою кредитную историю, обеспечить персонал достойными пособиями при сокращении кадров.

Одной из форм ликвидации может стать продажа предприятия по частям. Продажу бизнеса полностью трудно назвать ликвидацией, поскольку само предприятие как субъект экономики и юридическое лицо не ликвидируется, а только переходит от одного владельца к другому.

При акционерной форме организации ликвидация всегда нежелательное действие, поскольку акционеры теряют перспективу доходов.

Плюсы и минусы выбора действий в условиях сокращения

Плюсами описанных выше вариантов действий является:

  • избавление от нерентабельного производства;
  • высвобождение средств, ранее задействованных в реализации неэффективной деятельности;
  • получение свободных ресурсов и средств, которые можно использовать на более выгодных направлениях;
  • сокращение затрат, что позволяет повысить рентабельность всего производства или его структурных частей;
  • появление возможности расплатиться с кредиторами и инвестировать средства в новые направления.

У любой стратегии есть плюсы, но сокращение как антипод роста имеет много минусов. Следует помнить, что сокращение, а ликвидация особенно, требует денег. Часто сокращение производства приводит к сокращению персонала. При этом работодатель должен выплатить бывшим сотрудникам, если они не устроились на другую работу, три среднемесячных оклада, причем первый из них выплачивается заранее, в момент увольнения. Для некоторых организаций это может быть неподъемной суммой.

Но наибольшей потерей для предпринимателя может быть потеря имиджа, что может минимизировать возможность начать свое дело сначала.

Автор:
Оцените статью:
КОММЕНТАРИИ