Кайдзен - это сильнейшая философия в японском менеджменте. Кайзен является концепцией бизнеса. Она получила свое развитие в Японии в период, когда закончилась вторая мировая война. На сегодняшний день философия Кайдзен зарекомендовала себя как 100% способ, позволяющий добиться успеха, в подтверждение этому можно привести многие успешные японские компании, которые придерживаются этой системы.
Название этой концепции произошло от двух слов: «кай» (изменение) и «дзен» ("цен" - хорошо), в результате получилось «улучшение». Применение данного метода в процессе управления бизнесом подразумевает постепенное и непрерывное совершенствование.
Кайдзен это система, требующая активного участия каждого сотрудника, выполняющего свою обязанность. При этом ее значение заключается не только в том, чтобы улучшать бизнес, но и в достижении необходимых для этого целей, например, вычислить и устранить потери (финансы, время, усилия, материалы). Возможно, для того чтобы добиться успеха в бизнесе, необходимо повысить качество товара или таких факторов, как взаимоотношения, услуги, развитие сотрудников, личное поведение.
Многие считают, что концепция Кайдзен - это первое целостное движение в системе бизнеса. Объясняется это тем, что в стране, где она развилась, компания, действующая по принципу данного метода, рассматривает каждого сотрудника как целую личность, а не в качестве трудового ресурса.
Подход этой философии отличается признанием важности деятельности каждого отдельного сотрудника, дел, где он принимает участие, его знаний и вклада в компанию, который он способен внести. Такая система способствует вдохновению, мотивации, а также направлению усилий рабочей силы, стремящейся достигнуть общей цели, что, в конце концов, приводит к результатам, повышающим итоги отдельного вклада каждого сотрудника.
Кайдзен - это особенное мышление и поведение. В первую очередь система подразумевает создание одной команды, усилия которой будут направляться на то, чтобы обеспечивать компании прибыль, что будет результатом повышенного качества продукции и самого процесса. Соответственно подобный принцип работы не может не отразиться на степени удовлетворенности потребителя.
Совершенствование и процветание предприятия, которое развивается по принципу философии Кайдзен, является заботой каждого из сотрудников. При этом рассматривается любая инициатива, способная повлиять на улучшение качества продукции, а также на дальнейшее сокращение таких факторов, как потери и издержки. Таким образом, получается, что система Кайдзен - это минимальное ограничение общей группы, что отличает ее от компаний, в которых сотрудники, следящие за контролем качества продукта или, например, отвечающие за те или иные проекты, занимаются каждый своим делом.
Ключевой концепцией данной системы является постоянный пересмотр всех происходящих изменений. В результате в компании не происходят масштабные перемены, большинство модификаций становятся постепенными, небольшими, слаженная работа сотрудников позволяет их предвидеть.
За последние 50 лет за счет подобных небольших последовательных изменений, которые подразумевает Кайдзен костинг, экономика Японии значительно преобразовалась.
Данная философия подразумевает применение нескольких принципов.
Введение системы Кайдзен позволяет добиться стремления и энтузиазма каждого сотрудника. В коллективе ощущается единство, каждый работник чувствует свою важность в развитии компании. Именно такой подход приводит к повышению степени удовлетворенности потребителя, что можно рассматривать как одну из ступеней к успеху.