Философия Кайдзен — это?

11 августа 2015
Просмотров: 1560

Кайдзен - это сильнейшая философия в японском менеджменте. Кайзен является концепцией бизнеса. Она получила свое развитие в Японии в период, когда закончилась вторая мировая война. На сегодняшний день философия Кайдзен зарекомендовала себя как 100% способ, позволяющий добиться успеха, в подтверждение этому можно привести многие успешные японские компании, которые придерживаются этой системы.

Бизнес в стиле «кайдзен»

Общие сведения о Кайдзен

Название этой концепции произошло от двух слов: «кай» (изменение) и «дзен» ("цен" - хорошо), в результате получилось «улучшение». Применение данного метода в процессе управления бизнесом подразумевает постепенное и непрерывное совершенствование.

Принципы философии КайдзенКайдзен это система, требующая активного участия каждого сотрудника, выполняющего свою обязанность. При этом ее значение заключается не только в том, чтобы улучшать бизнес, но и в достижении необходимых для этого целей, например, вычислить и устранить потери (финансы, время, усилия, материалы). Возможно, для того чтобы добиться успеха в бизнесе, необходимо повысить качество товара или таких факторов, как взаимоотношения, услуги, развитие сотрудников, личное поведение.

Многие считают, что концепция Кайдзен - это первое целостное движение в системе бизнеса. Объясняется это тем, что в стране, где она развилась, компания, действующая по принципу данного метода, рассматривает каждого сотрудника как целую личность, а не в качестве трудового ресурса.

Подход этой философии отличается признанием важности деятельности каждого отдельного сотрудника, дел, где он принимает участие, его знаний и вклада в компанию, который он способен внести. Такая система способствует вдохновению, мотивации, а также направлению усилий рабочей силы, стремящейся достигнуть общей цели, что, в конце концов, приводит к результатам, повышающим итоги отдельного вклада каждого сотрудника.

Немного о принципах системы

Сущность КайдзенКайдзен - это особенное мышление и поведение. В первую очередь система подразумевает создание одной команды, усилия которой будут направляться на то, чтобы обеспечивать компании прибыль, что будет результатом повышенного качества продукции и самого процесса. Соответственно подобный принцип работы не может не отразиться на степени удовлетворенности потребителя.

Совершенствование и процветание предприятия, которое развивается по принципу философии Кайдзен, является заботой каждого из сотрудников. При этом рассматривается любая инициатива, способная повлиять на улучшение качества продукции, а также на дальнейшее сокращение таких факторов, как потери и издержки. Таким образом, получается, что система Кайдзен - это минимальное ограничение общей группы, что отличает ее от компаний, в которых сотрудники, следящие за контролем качества продукта или, например, отвечающие за те или иные проекты, занимаются каждый своим делом.

Ключевой концепцией данной системы является постоянный пересмотр всех происходящих изменений. В результате в компании не происходят масштабные перемены, большинство модификаций становятся постепенными, небольшими, слаженная работа сотрудников позволяет их предвидеть.

За последние 50 лет за счет подобных небольших последовательных изменений, которые подразумевает Кайдзен костинг, экономика Японии значительно преобразовалась.

Данная философия подразумевает применение нескольких принципов.

Основные принципы

Комплексная бизнес-модель непрерывного развития предприятияПринципы:

  1. Прежде всего, данная система подразумевает учет потребностей клиента. Компания, развивающаяся по ее принципам, ставит на первое место удовлетворенность своих потребителей. Компромиссы в данном случае исключены, т.е. производитель имеет право на предоставление исключительно качественных продуктов. Компания, практикующая Кайдзен подразумевает ответственность каждого сотрудника за качество продукции (или услуг).
  2. Компания, действующая по принципам данной системы, никогда не останавливается на достигнутом, даже если те или иные действия привели к очередному улучшению, «команда» сотрудников продолжает искать новые пути совершенствования.
  3. Как известно, в процессе своего развития каждая компания сталкивается с какими-либо проблемами. Не обходят они и компании, которые практикуют данную концепцию, при этом культура, которая характерна для Кайдзен, подразумевает взаимную поддержку, отсутствие конфликтов и взаимных обвинений в коллективе. Справиться с возникшими трудностями удается с помощью их открытого обсуждения, где рассматриваются предложения каждого отдельного сотрудника. Метод не поддерживает скрытие или не признание проблем, что позволяет быстрее их устранить.
  4. Компания, которая действует по принципу описанной системы, не поддерживает обособленность ее отделов. В коллективе должно ощущаться единство, особенно приветствуется обеспечение максимально открытых рабочих мест.
  5. Одной из основных задач руководителя компании, придерживающейся данной концепции является создание рабочей команды. Коллективная ответственность - это вовлечение каждого сотрудника в жизнь компании.
  6. Межфункциональные команды, формирование которых подразумевает метод Кайдзен, способствуют созданию широчайшей сетевой структуры. Стоит заметить, что в данном случае учитывается тот факт, что всеми навыками ни один сотрудник обладать не может и возможно его идеи в некоторых вопросах не могут быть самыми лучшими, поскольку он не является специалистом в области, проект которой обсуждается.
  7. Большое значение в успешном развитии бизнеса (по принципу данной системы) имеют поддерживающие взаимоотношения. В данном случае целью компании являются не только финансовые результаты, но и стимуляция вовлеченности коллектива, что дает возможность добиваться новых успехов. И главное, к чему должен стремиться управляющий компании - это обеспечение гармонии в коллективе.
  8. Помимо всего прочего развитие бизнеса по принципу Кайдзен подразумевает самодисциплину каждого сотрудника. Необходим этот фактор для создания внутренней силы и целостности в коллективе. Контроль над собственным поведением должен мотивироваться уважением к себе и компании.
  9. Компании, которые развиваются подобным образом, должны стремиться к полному информированию персонала. Таким образом управляющий сможет добиться правильного отношения и поведения каждого сотрудника, что будет обусловлено пониманием и принятием дела компании. Также большое значение здесь имеют такие факторы, как ценности, культура, опыт работы и планы.
  10. Философия призывает управляющих давать возможность каждому сотруднику получать навыки и проявлять себя соответственно полученной информации. В компаниях, которые практикуют эту систему, работникам дается право на получение нескольких специальностей, на принятие собственных решений относительно общего дела, на доступ к бюджету и информации.

Введение системы Кайдзен позволяет добиться стремления и энтузиазма каждого сотрудника. В коллективе ощущается единство, каждый работник чувствует свою важность в развитии компании. Именно такой подход приводит к повышению степени удовлетворенности потребителя, что можно рассматривать как одну из ступеней к успеху.

Похожие статьи

Автор:
Оцените статью:
КОММЕНТАРИИ