Образец характеристики на сотрудника

24 февраля 2016
Просмотров: 2157

Характеристика на сотрудника - это документ, необходимость в котором возникает при переходе на работу в другую компанию, а также при переводах внутри организации.

Написание характеристики на работника организации

Содержит сведения о деятельности сотрудника, трудовой и общественной.

В каких случаях необходимо предоставление подобной информации

Запрос в отдел кадров о личных качествах, способностях, возможностях и профессиональных навыках сотрудника делается в следующих случаях:

Отдел кадров

  • при прохождении сотрудником любой экспертизы (трудовой, медицинской);
  • ему нужна виза на выезд за границу, в другое государство;
  • когда проводится аттестация и переаттестация сотрудника на соответствие занимаемой должности;
  • на сотрудника наложены санкции (штрафные);
  • собираются поощрить;
  • иногда характеристика работника требуется в банк для оформления кредита;
  • когда сотрудник поступил в какое-либо учебное заведение или аспирантуру;
  • если сотрудник является военнообязанным лицом, для предоставления в военкомат;
  • в правоохранительные органы (полиция);
  • в суд;
  • при переводе на работу в другую организацию (компанию);
  • когда работник отправляется фирмой в продолжительную командировку для выполнения ответственного задания.

В зависимости от того, какая организация запрашивает и для каких целей, содержащиеся в характеристике сведения могут быть различными. Например, в учебное заведение бессмысленно предоставлять информацию о платежеспособности сотрудника, а банк вряд ли заинтересуют достижения на профессиональном поприще.

Виды характеристик

Состав элементов трудового потенциала работникаХарактеристики бывают следующих видов:

  1. Внешняя. Выдается по запросу сторонних компаний, организаций, учреждений. Банки, военкомат, учебные заведения, с нового места работы сотрудника делают запрос в отдел кадров о предоставлении необходимых сведений личного характера.
  2. Внутренняя. Дается сотруднику при награждении, поощрении, наказании, переводе на вышестоящую должность или при понижении в должности, при переводе в другой цех или отдел, при проведении аттестации внутри компании (организации). При составлении этого документа учитывают то, что он предназначен для использования внутри организации.

Характеристика, выдаваемая по запросу другим организациям или ведомствам (учреждениям), то есть внешняя, должна быть максимально информативной в плане личных данных сотрудника. В то же время обязательно необходимо его письменное согласие на предоставление каких-либо сведений личной направленности в характеристике, их обработку и использование.

Естественно, что сведения в характеристике даются с учетом того, куда и зачем они нужны. Если «по месту требования», документ будет содержать самую поверхностную информацию, без особых подробностей.

Какую информацию должна содержать характеристика

В обязательном порядке в документе, характеризующем работника, должна присутствовать информация:

Модель характеристик работ

  1. Продолжительность работы в организации (компании), занимаемый пост, выполняемые профессиональные (должностные) обязанности, объемы проделываемой работы, внутренние перемещения в пределах компании.
  2. Подробно описываются все ступени профессионального роста и становления сотрудника начиная со дня приема на работу и заканчивая временем составления документа.
  3. Обязательно указываются достижения работника в профессиональной сфере: разработки, проекты, индивидуальная лепта в процессы становления и эволюционирования компании.
  4. Перечисляются способы и формы поощрений, которые производились в адрес работника.
  5. Указываются виды и методы административного воздействия, наказания, выговоры, замечания.
  6. Где и когда сотрудником проходилось повышение квалификации, об уже имеющемся и полученном дополнительно образовании.
  7. Описываются субъективные качества работника. Стрессоустойчивость, основные способы взаимодействия с коллегами (пользуется ли уважением среди сотрудников, как формируются отношения с ними), организаторские способности, степень требовательности к себе и сослуживцам, креативность, конфликтность, ответственность, инициативность, лидерские качества, обязательность при выполнении поручений руководства, скорость адаптации в новых условиях, способность анализировать информацию, уровень самостоятельности в принятии решений.
  8. Перечисляются умения, компетентность и профессиональные знания сотрудника. В подобном документе такая информация интерпретируется как наиболее важная.

Характеристика с места работы может прилагаться к резюме.

Как написать характеристику на работника

Наличие печати предприятия на характеристикеКакой-то специальный бланк или строгая форма написания этого документа отсутствует. Но имеются общие принципы оформления. Характеристика, как правило, пишется от третьего лица, в настоящем или прошедшем (в случае когда сотрудник уже уволился) времени. Информация предоставляется на фирменном бланке компании, если таковой есть в наличии. Или составляется произвольно, но в таком случае обязательно должны быть реквизиты организации. В верхней части листа, справа, указываются фамилия, имя и отчество работника, дата и место рождения, образование, семейное положение. Вверху слева - дата написания. Ниже помещают всю важную информацию о сотруднике. В конце указывают, в какое учреждение конкретно адресован документ, то есть цель.

В самом низу обязательно должна быть круглая печать фирмы и подпись начальника (директора) с расшифровкой в виде инициалов и фамилии. За то, что написано в характеристике, отвечает руководитель. Он и должен писать подобный документ. Чаще всего это ответственное дело руководство перепоручает кому-то из подчиненных, например отделу кадров. По той простой причине, что о том, как правильно написать характеристику, обычно лучше всего осведомлены кадровики.

В случае когда характеристика требуется государственными службами, ее необходимо составить в строго установленные сроки. Оптимальным вариантом является, если производственная характеристика на работника будет составляться несколькими сослуживцами. Это исключит субъективный подход, и в результате получится документ с максимально беспристрастной и непредвзятой оценкой личных качеств, достоинств и недостатков. Неправдоподобно выглядит документ, в котором сотрудник обрисовывается как личность исключительно положительная.

Как составить документ в зависимости от места требования

Пример характеристики для суда

Рисунок 1. Пример характеристики для суда .

  1. Перед составлением характеристики, предоставляемой в суд, необходимо уточнить, сведения какого рода нужно передать. Об этом можно поговорить с адвокатом или с самим сотрудником, на которого пишется характеристика. Подобный документ наделяется типовыми атрибутами и имеет правовой (юридический) статус. Пример характеристики для суда (Рис. 1).
  2. В военкомат с места работы. Работающим военнообязанным лицам характеристика в военкомат предоставляется с места работы. Указания особых сведений не требуется, информация характеристики выдается в общих для всех подобных документов чертах. Вдаваться в детали нет необходимости.
  3. В военкомат с места учебы. Военнообязанной учащейся молодежи характеристику оформляет деканат на фирменном бланке высшего учебного заведения. Обязательно описывается успеваемость (средний балл) и участие в общественной жизни учебного заведения.
  4. Аттестационная характеристика.
    Первый абзац. Активность и продолжительность деятельности сотрудника в организации; компетентность; повышение квалификации и дополнительное образование; профессионализм; способность внедрять новое в производство; поощрения; награждения; наказания; замечания; выговоры.
    Второй абзац. Персональная методика выполнения обязанностей; профессиональные и субъективные качества сотрудника.
    Третий абзац. Воплощение в жизнь предложений предшествующей аттестации.
    Четвертый абзац. Перечень сослуживцев, принимавших участие в написании характеристики.
    Образец характеристики на работника, подлежащего аттестации (Рис. 2).
  5. С помощью стажировки происходит проверка и дополнительное обучение вновь пришедших работников. Также благодаря стажировке приобретают новые профессиональные умения сотрудники, сменившие сферу деятельности. Характеристика стажера: на юридическом уровне регулирует взаимоотношения стажирующегося работника и руководства предприятия (организации, фирмы, компании) специально предназначенное Положение. В нем оговариваются:
Образец характеристики на работника, подлежащего аттестации

Рисунок 2. Образец характеристики на работника, подлежащего аттестации.

  • место проведения стажировки;
  • основание стажировки, подтвержденное документально;
  • методы оплаты работ во время стажировки и ее размер.

В первую очередь работником должно быть написано заявление о взятии на стажировку, в котором в обязательном порядке указываются сроки и должность. Непременно присоединяется попечитель (руководитель), для того чтобы научить нового работника премудростям ремесла.

Составляется специальная программа (план) стажировки. Здесь освещены профессиональные навыки, приобретаемые в процессе обучения. То есть конечная цель всей затеи. В конце испытательного срока стажер письменно отзывается об обучении.

Куратор составляет характеристику на стажера, где он предельно ясно, объективно, достоверно, максимально конкретно и исчерпывающе раскрывает способности и особенности склада характера ученика. В соответствии с этим документом работодатель впоследствии решает, стоит ли принимать на должность подобного работника или нет.

Характеристика, написанная руководителем на сотрудника, проходившего стажировку в организации, особенно значима, если стажер является молодым специалистом или студентом. Первые шаги на профессиональном поприще приобретают огромное значение. Поэтому так важна объективная оценка способностей и субъективных качеств личности стажера. Немаловажное значение имеет личность руководителя стажировки. Молодое поколение перенимает не только профессиональный опыт.

Подводим итоги

Приложение к плану стажировкиХарактеристика на сотрудника с места работы является важным официальным документом, который позволяет получить представление о квалификации, профессионализме и субъективных чертах личности человека заочно, не знакомясь с ним напрямую, на основании отзывов других людей. Поэтому так важно, чтобы подобный документ содержал максимально правдивую и объективную информацию.

Документу, содержащему исключительно положительные отзывы о работнике, вряд ли поверят. Это выглядит неправдоподобно. Характеристика, предоставляемая в суд, становится непросто официальным документом, но еще и имеющим юридическую силу. Запрашиваемая государственными службами характеристика должна содержать максимально объективную оценку профессиональных и личностных качеств работника, а также предоставляться строго в установленные сроки.

Аттестационная характеристика, кроме всех прочих пунктов, должна содержать информацию о выполнении сотрудником пожеланий предыдущей аттестационной комиссии. Большое значение имеет характеристика стажера, написанная куратором. Строго определенных норм и правил при составлении подобного документа нет. Существуют общие принципы, которых необходимо придерживаться.

Наиболее полно осведомлены о правилах написания, необходимом содержании и требованиях, предъявляемых к таким документам, работники отдела кадров.

Характеристика должна быть составлена при участии нескольких коллег, для получения наиболее объективной и правдивой информации.

Документ обязательно должен быть завизирован круглой печатью организации и подписью руководителя. В обязательном порядке необходимо указывать как можно больше данных о компании, выдавшей характеристику. Банковские реквизиты, адрес, полное название. Вопрос, как написать характеристику на работника , остро встает только в первый раз.

Автор:
Оцените статью:
КОММЕНТАРИИ