Как подготовить образец бизнес плана?

27 августа 2015
Просмотров: 2192

Чтобы начать свое дело, можно найти бизнес план образец в доступных источниках. Но лучше всего будет, если вы сами составите бизнес-план. Это обуславливается несколькими причинами: во-первых, работая над каждым пунктом и цифрой своего плана, вы продумываете свой будущий бизнес более тщательно, до всяких мелочей, во-вторых, составляя документ, вы одновременно готовитесь к презентации, а найденный образец бизнес плана использовать как основу.

Формирование бизнес плана будущей организации

Потенциальный инвестор вряд ли будет читать ваш бизнес-план, если вы его не заинтересуете сами. На собеседовании он задаст несколько вопросов, и если вы действительно сами составляли предоставленный документ ему документ, то легко найдете ответ на любой вопрос, тем самым показывая свою компетентность. Особенно это важно, если составлен бизнес план для получения субсидии.

Для чего нужен бизнес-план?

Прежде, чем затратить свои усилия, время и финансы в реализацию какого-то проекта, стоит хорошо поработать над задуманным проектом. Все сражения выигрываются на карте. Для бизнесменов такой картой является бизнес-план, который становиться результатом взвешивания и обдумывания всех за и против. Особое внимание стоит уделять краеугольным камням, которые возникают при обдумывании всех бизнес-процессов. Например, вы рассчитываете, что каждый день у вас будет совершаться 10, 100 или больше покупок какого-то конкретного товара. На чем строится такой расчет? Только на том, что в соседнем магазине, торговой точке или на сайте такое же количество продаж? А вам известно, как они этого достигли, как он привлекали посетителей и какая у них конверсия?

Если именно так подходить к подготовке своего плана, то это увеличит шансы на получение денег от инвестора, кредита от банка или субсидии от государства. Но самое главное - это залог того, что старт будет успешным, запланированная рентабельность будет достигнута в самое ближайшее время. Без документа, вы рискуете тем, что все ваши действия станут похожи на хаотические движения, напоминающие безрезультатную ловлю удачи и успеха.

Структура бизнес планаНо разработанный бизнес-план не только подойдет для внутреннего пользования самому бизнесмену. Он может быть показан потенциальным инвесторам и кредиторам. Одно дело прийти и голословно заявить, что у вас имеется план создания сайта с доходом свыше 500 тыс. рублей в месяц. Серьезные люди даже слушать не станут, разве что у такого заявителя высокий уровень доверия, обеспеченный успешной реализацией в прошлом крупных проектов. Для всех остальных настоятельно рекомендуется иметь при себе тщательно разработанные проекты, расчеты по которым должны быть закреплены на бумаге.

Скачать откуда-то такой план не получится. Он уникален, индивидуален, а если нет, значит это пустышка. Ошибочно считать, что чем больше документ, тем это больший эффект произведет на потенциальных инвесторов. Они ждут конкретики, а изматывающие длинные «простыни» читать не будут. Если что-то в документе будет непонятно, это снова большой минус, который грозит отказом. Поэтому от стратегии налепить множество непонятных чисел и расчетов стоит отказаться вовсе. Если они и нужны, то лучше их вывести в отдельном приложении к плану, а в самом тексте указать конечную цифру, ссылаясь на приложение.

Несмотря на то, что такие документы уникальны, все они составляются с требованием придерживаться четко прописанной структуры, которая является общепринятой и разработана для того, чтобы проект был отображен всесторонне по самым важным параметрам. Это означает, что бизнес-план является особым документов, у которого есть собственная структура, показывающая траекторию, по которой будет развиваться задуманный бизнес-проект.

Из чего состоит сам документ?

Структкра бизнес плана по методике UNIDOДело в том, что есть разные методики составления бизнес-планов. Это зависит от масштабности проектов и того, кому они предназначаются. Разработка методик проводилась международными организациями, которые старались добавить эффективные инструменты для предоставления инвестиций и кредитов. Например, по методике UNIDO составляются планы, которые предназначены для оценивания инвестиционных проектов. В таких документах следует отображать цикл из трех фаз: предынвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной.

По методике Европейского банка реконструкции и развития в документе больше внимания уделяется учету кредитов и SWOT-анализу. В результате выходят самые краткие бизнес- планы.

А вот по методике KPMG создаются документы, предназначенные для руководства предприятием, в них много самой подробной информации, которая интересна менеджменту компании. Сугубо для инвесторов отрабатывают планы по методике BFM Group. Поэтому структура бизнес-планов может отличаться в зависимости от того, какой метод составления используется. Но основные разделы в них очень схожи.

В документе есть резюме, подробное описание товара или услуги, которые планируется продвигать, сведения по анализу рынка, раздел с маркетинговым и производственным планом, возможные риски и финансовые вопросы.

При перечислении разделов, резюме не зря было поставлено впереди. Именно с него начинается любой бизнес-план, и он должен нести кратко следующую информацию:

SWOT - анализ

  • какая цель у проекта;
  • кто им будет руководитель;
  • о каком размере финансирования идет речь, чтобы проект был реализован;
  • как быстро окупятся вложенные деньги.

Вся эта информация должна основываться на расчетах, отображенных дальше по тексту плана. Здесь нужно указать идею проекта, чем будут по нему заниматься и почему это должно принести выгоду. Именно с резюме инвестор должен проявить интерес. Только тогда он приступит к изучению остального документа. В противном случае, если резюме не вызовет заинтересованности, на дальнейшие расчеты инвестор не взглянет.

Какие товары или услуги будут предоставляться?

Это следующий раздел, после резюме. В нем нужно не только указать, но и полностью описать, чем и как планируется заниматься. Инвестор обратит особое внимание на указанные причины, по которым ожидается, что предоставляемые товары или услуги будут пользоваться спросом. Подкрепляйте свои доводы и проведенные расчеты ссылкой на необходимые финансовые средства, укажите:

  • как они будут расходоваться;
  • как именно задуманный проект будет развиваться;
  • какое количество персонала необходимо.

Анализ спросаЕсли в плане вы ссылаетесь на необходимость приобретения оборудования, обязательно приложите прайс-листы предприятий, на которых оно продается. При этом в самом разделе нужно сделать ссылку на прикрепленные листы. Данный раздел не стоит делать больше одной страницы.

Как только закончили с этим разделом, переходите на анализ рынка. Он должен основываться на проделанных кем-либо исследованиях с полученными реальными данными. Такой анализ проводится либо самостоятельно, что потребует много усилий и времени, либо информация получается из экспертных данных аналитических компаний.

Опишите своего потенциального клиента, из какой он категории. Инвестора могут убедить только реальные, а не выдуманные или взятые с потолка цифры, которые покажут, что:

  • имеется спрос на конечный продукт предлагаемого проекта;
  • есть объективные причины, по которым его будут покупать.

Особо нужно отметить уровень конкуренции в регионе, обрисовать потенциальных конкурентов. Учтите, что это особенно заинтересует инвесторов, потому что их изучение позволит сделать вывод, насколько ниша в рассматриваемом проекте заполнена и может принести прибыль.

Как будем продвигать товар или услугу?

Разработка маркетинговой стратегииРаздел маркетинга часто описывают общими фразами, без применения конкретики. Те, кто только начинают свое дело, ошибаются, когда считают, будто весь бизнес состоит преимущественно из аренды помещения, покупки оборудования, найма персонала и выпуска товара или предоставления услуги. По этой причине составленные ими бизнес-планы уделяют большее внимание этим вопросам. Это неправильно. Такой документ будет провальным, если он рассчитан на привлечение инвесторов или кредиторов.

Последних как раз интересует вопрос, каким способом привлекаются клиенты, поскольку именно они приносят деньги. Их наличие или отсутствие приносит либо прибыль, либо убытки. Для привлечения клиентов необходимо постичь азы маркетинга или пригласить специалиста, который умеет это делать. Иначе слабо проработанная система привлечения клиентов не принесет успеха в реализации проекта. Это правило имеет и обратную сторону: товар посредственного качества, который эффективно продвигается, будет продаваться очень хорошо.

Те, у кого есть деньги, кто знают им цену и прекрасно понимают все эти законы, поэтому и акцентируют свое внимание на этом разделе. А увидев в нам только абстрактные данные, закончат знакомство с документом. Чтобы этого не произошло, в данный раздел нужно поместить ответы на следующие вопросы:

  1. Причины ценообразования, из каких исследований рынка берутся эти цифры?
  2. Каким образом организуется реклама, какие для этого средства понадобятся и какой срок окупаемости вложенных средств?
  3. На чем будет строиться борьба с конкуренцией, предусматриваются ли какие-то акции, скидки и т.п.

После маркетинга переходите к описанию самого производственного процесса. Укажите, как он будет организован, каким образом будет происходить работа с поставщиками и покупателями. При запланированном производстве следует отметить, какие требуются компоненты, ингредиенты, кто их будет поставлять, какие этапы производства, и какая защита будет использована от брака. Уже в организационном разделе указывается, количеств работников для проекта, какие требования к каждому из них, функции персонала и издержки предприятия на заработную плату.

Финансовая часть бизнес-плана нужна для проведения расчета всех ожидаемых финансовых вложений в проект. К ним относятся расходы на:
Составление финансовой части бизнес плана

  • оформление документов;
  • аренду или покупку помещения;
  • закупку оборудования и сырья;
  • заработную плату;
  • коммунальные услуги;
  • рекламу и т.д.

Поступайте следующим образом: делите все запланированные затраты на расходы на старте и ежемесячные расходы. После этого всю требуемую для реализации проекта сумму сведите в итоговую, которая и будет отображена в резюме.

Как только общая сумма получена, нужно рассчитать доходность проекта за год по двум вариантам - по пессимистичному и оптимистичному. Укажите прогнозируемое количество клиентов, стоимость товара или услуги, время работы предприятия и т.п. Рентабельность высчитывается из полученных данных пессимистичного прогноза, на которых и строится вывод о том, когда вернутся вложенные инвестиции.

Анализируя риски, учитывайте возможные факторы, которые негативно скажутся на работе предприятия. К ним относятся вероятные изменения налоговой политики государства, повышение стоимости энергоносителей, увеличение конкуренции и т.д. Если нужно, то документ дополняется другими разделами, такими, как обоснование выбора организационно-правовой формы предприятия и т.п.

Содержание разделов

О содержании каждого раздела говорилось выше. А теперь о том, как написать.

Пишите кратко, акцентируйте внимание на существенных моментах, будь то бизнес-план для получения инвестиций, или получения гранта.

Никто новый роман в объеме «Война и мир» читать не будет, следовательно, нет смысла практиковаться в искусстве пера. Для кредиторов, инвесторов или представителей соцслужбы требуются сухие цифры и факты, которые делают документ понятным и простым. Шансы на успешное выполнение бизнес-плана выше тогда, когда он максимально соответствует этим требованиям.

Автор:
Оцените статью:
КОММЕНТАРИИ