Учет является необходимым явлением при ведении предпринимательской деятельности. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет защитить интересы самого предпринимателя, государства, третьих лиц, таких как инвесторы, заказчики, потребители и так далее. Существует целый перечень нормативных документов, законодательных актов, которые регулируют деятельность бухгалтера. Каждая страна стремится к тому, чтобы как можно больше приблизиться к международным стандартам ведения финансовой отчетности. Отчетную документацию необходимо составлять, руководствуясь нормативно-правовыми положениями, стандартами.
Каждая страна независимо от ее уровня развития имеет свою специфику ведения документов на предприятиях. Иными словами, можно сказать, что нормативное регулирование бухгалтерской финансовой отчетности в странах на уровне государства отличаются друг от друга. Они имеют свои индивидуальные особенности, которые в той или иной степени адаптированы в имеющейся среде и обстановке.
Для того чтобы отчетность была достоверной, четкой и понятной, ее необходимо вести в соответствии с некоторыми правилами и стандартами. Последние - это нормативные и правовые акты, положения, которые содержат в себе определенные требования к тому, как, кто и каким образом должен осуществлять процесс составления отчетов. В РФ, как и в других странах постсоветского пространства, имеется своя законодательная база для ведения бухучета в Федерации. Кроме этого, стремление к тому, чтобы приблизиться к международным стандартам, оправдано. Каковы преимущества МСФО? Это не просто требование или желание стать ближе к Евросоюзу. Ведение бухучета по этому стандарту позволит дать полную исчерпывающую информацию о состоянии предприятия, которую могут потребовать инвесторы.
МСФО - это общепринятые и более доступные принципы, воспользовавшись которыми спонсоры могут сразу же определить, есть ли смысл вкладывать свои средства. Процесс интеграции и модернизации имеющегося в стране стандарта протекает постоянно, но медленно. Для этого должны быть созданы соответствующие условия. Хотя в самой стране государственная законодательная база вполне понятна и доступна.
На данном этапе развития на предприятиях процесс обработки информации и ее трансформация заключается в последовательности определенных действий.
Имеющаяся первичная документация на предприятии сводится в регистры, на основании полученных документов составляются отчеты - финансовый, налоговый, аналитический и статистический. После этого все они передаются для нужд управленческого звена.
Что же касается более развитых стран, которые в полной мере пользуются МСФО, то у них абсолютно иной способ передачи данных, это обратный процесс. В странах ЕС изначально анализом деятельности предприятия занимается управленческий учет, который предоставляет данные для финансовой отчетности, являющейся основой для создания бухгалтерской. Процесс составления бухгалтерской отчетности должен осуществляться уполномоченным для этого лицом или же самим собственником предприятия. Права и обязанности этих лиц прописаны в законодательных документах.
Отчеты составляются на основании и в соответствии с требованиями и положениями. Нормативно-правовое регулирование имеет четырехуровневую структуру. Рассмотрим ее более подробно:
На первый взгляд, процесс ведения документации кажется сложным, однако он является самым доступным для восприятия теми или иными лицами. Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности позволяет получить ее в понятной форме, которая даст ответы на вопросы о финансовом состоянии предприятия и приблизительный прогноз.