Каждому бухгалтеру хорошо известно такое понятие, как отчетный период. Это определенный временной промежуток, который используется для составления отчетов предприятия. В это время делаются все подсчеты по выплатам налогов для физических лиц и предприятий.
Как правило, основными отчетным периодом принято считать один год, но в некоторых случаях бухгалтеру может понадобиться составить отчет за месяц либо квартал. Эти отчетные периоды именуют промежуточными. Большая часть отчетных документов составляется один раз в год к концу установленного периода. Дата начала календарного отчетного периода может несколько меняться, но основной период составляет 365 дней.
Нельзя не отметить документы, которые используются специалистами в отчетном периоде. Вне зависимости от того, о каком временном отрезке идет речь, может быть составлен отчет финансовой продуктивности компании и бухгалтерский баланс.
Последний представляет собой ряд документов, которые отражают активы и пассивы предприятия. В данном случае активом считают все виды имущества компании. В бухгалтерском учете отмечается абсолютно все, от объектов недвижимости до офисной мебели и канцтоваров.
Пассивами предприятия называют капиталы и резервы, а также обязательства. В наше время редко, когда бизнес обходится без кредитов и займов, которые идут на развитие собственного дела. Все денежные средства, которые компания получила для своего развития, но должна вернуть в установленные сроки, считают пассивом. В эту категорию входят не только банковские кредиты, но и деньги, выделенные акционерами.
В отчетных документах о финансовой результативности предприятия должна содержаться самая достоверная информация обо всей прибыли и общих расходах компании. В бухгалтерском учете отмечаются все покупки и продажи, как крупные, так и мелкие. Также в финансовой отчетности должны быть указаны данные о налогах и льготах, которые предусмотрены для конкретного предприятия.
Бухгалтерская отчетность является мощным информативным инструментом, который дает возможность получить полную картину о работе и состоянии предприятия за прошедший год, квартал либо месяц. Все это помогает руководителю компании детально изучить ситуацию, чтобы при необходимости вовремя исправить недочеты. Таким образом, можно составить дальнейший план развития предприятия, оценить, насколько выгодна нынешняя деятельность, и не упустить возможную нерентабельность некоторых моментов.
Без точной бухгалтерской отчетности руководителю будет очень сложно вести дела. Если речь идет о небольшом бизнесе, оформленном, как ИП, то все плюсы и минусы будут видны сразу. Другое дело, когда дело касается крупного предприятия с большим оборотом.
В такой ситуации разглядеть картину происходящего можно исключительно при наличии отчета за конкретный период. Благодаря этому у руководства имеется возможность принимать дальновидные управленческие решения.
Более того, помимо пользы для работы компании, бухгалтерская отчетность необходима и для налоговой службы. Документы за отчетный период в обязательном порядке предоставляются специалистам из ФНС, чтобы они могли контролировать и оценивать своевременность выплат налоговых отчислений.
Учитывая то, что документы бухгалтерской отчетности попадают в налоговую службу один раз в год, основным отчетным периодом в бухгалтерской отчетности принято считать 365 дней. В большинстве случаев отсчет начинается с 1 января, то есть с традиционного начала года.
Бухгалтерский отчет, который состоит из баланса и сведений о прибыли и убытке предприятия, необходимо подавать на рассмотрение специалистам налоговой службы до конца марта следующего года. То есть на составление всех документов у бухгалтера компании есть 3 месяца после окончания отчетного периода.
В некоторых случаях для особых служб либо нужд компании может быть составлен бухгалтерский отчет за 1 месяц либо квартал. Эти виды отчетности именуют промежуточными и внутригодовыми.
Некоторое время назад российским законодательством было предусмотрено обязательное предоставление не только годовых, но и промежуточных отчетов в государственные проверяющие органы. В наше время предпринимателей избавили от этой необходимости.
Однако некоторые виды бизнеса подобное правило не затронуло. К примеру, компаниям, которые занимаются страхованием, нужно подавать квартальные отчеты в налоговую службу.
Несмотря на то, что большинству предприятий нет необходимости составлять отчеты для проверки государственными организациями, эксперты настоятельно рекомендуют не отказываться от промежуточной отчетности. Эти документы помогают следить за работой компании и совершенствовать ее. Если периодически сравнивать итоговые цифры, можно быстро обнаружить недостачу либо ошибку.
Бухгалтерская отчетность предусматривает специальную кодировку для документов и периодов. Учитывая то, что бухгалтерии приходится обрабатывать массу всевозможной информации, чтобы не запутаться и не допустить ошибку, используются особые коды.
Опытные специалисты всегда знают коды отчетных периодов. Однако не помешает и лишний раз уточнить данную информацию, так как в текущем году она может несколько измениться и совпадать со сведениями прошлого отчетного периода не будет.
К примеру, с 2014 года для обозначения отчетов за квартал используется число 21, для документов за полугодие - 31, для отчетных бумаг за 9 месяцев - 33, а годовой отчет обозначается числом 34. Если же предприятие будет реорганизовано либо реформировано, бухгалтеру нужно использовать коды 94 и 90. Однако не будет лишним уточнить всю информацию перед составлением отчетов. Вполне возможно, что они будут изменены, а это приведет к неразберихе с важными документами и проблемам с налоговой. Руководитель предприятия и сотрудники бухгалтерии должны помнить о том, что любая ошибка в финансовой отчетности компании может стать поводом для внушительных размеров штрафа.
Для любого бухгалтера и руководителя предприятия наиболее напряженным временем в году является тот период, когда необходимо проводить работы над отчетами.
Составление бухгалтерской отчетности осуществляется исключительно на основании документации, имеющей отношение к финансовому учету.
Здесь должны содержаться абсолютно точные, существенные и последовательные данные, которые помогут отразить хозяйственно-имущественное положение компании. Как уже говорилось выше, бухгалтерская отчетность состоит из баланса и документа о финансовой деятельности. Кроме того, сюда могут прилагаться бумаги, отражающие движение денежного потока, изменение капитала предприятия и приложения о целевом использовании средств.
Ежегодный отчет является обязательным для всех форм бизнеса. По старым правилам предоставлять документы нужно было лишь в ФНС. Сейчас бумаги за определенный отчетный период подаются и в другие государственные органы, такие как комитет статистики. Если предприятию необходимо проходить процедуру аудита, нужно ежегодно предоставлять Госкомитету статистики аудиторское заключение.
Что касается сроков подачи годовой отчетности, то тут тоже имеются определенные нюансы. Срок подачи документов в проверяющие органы составляет ровно 3 месяца. Таким образом, выходит, что бухгалтер должен уложиться до 31 марта.
Считается, что, если последний отчетный день выпадает на праздник либо выходной, документы можно сдать на следующий рабочий день. Это допустимо и не повлечет за собой штрафных санкций. Подобные правила касаются как налоговой службы, так и Госкомитета статистики.
Графики подачи документов за отчетный период нужно соблюдать строго, иначе наказание будет серьезным.
Компании, которые попадают в особую категорию, требующую сдачи промежуточных отчетов, должны не забывать о них и ответственно относиться к своим обязанностям.
Бухгалтеры предприятия должны внимательно следить за всеми изменениями российского законодательства, которые имеют отношение к бизнесу и отчетности перед проверяющими органами.
Учитывая то, что поправки вносятся довольно часто, нужно периодически посещать специализированные интернет-ресурсы и просматривать деловую прессу.
Это позволит правильно составлять и подавать отчеты, что исключит возникновение недоразумений в будущем.
Российское законодательство обязывает вести бухгалтерский учет абсолютно все предприятия вне зависимости от того, о каком виде бизнеса идет речь. Исключение составляют лишь индивидуальные бизнесмены.
Однако специалисты рекомендуют и ИП периодически составлять документы за определенный отчетный период, так как это дает возможность более успешно развивать бизнес.
Что касается юридических лиц, то им бухгалтерской отчетности не избежать. Единственное, что может спасти от огромного числа бумаг, - это упрощенная система расчета налогов.
Однако даже этот вариант не освобождает предприятие от подачи отчетности за установленный период. Просто, при УСН налоговая служба требует меньшее количество документов для проверки.
С начала прошлого года жизнь работников бухгалтерии стала значительно легче. Все изменила возможность подавать отчеты в контролирующие государственные органы в онлайн режиме.
Это очень просто и предельно удобно, так как ускоряет процедуру и экономит время.
Чтобы использовать всемирную сеть для подачи документов за отчетный период, предприятие должно заключить договор с компанией, которая является посредником между бизнесменами и ФНС.
Далее устанавливается специальное программное обеспечение и вся необходимая информация может попадать из компьютера бухгалтера к сотрудникам налоговой службы.
Больше подробностей о возможностях подачи электронных отчетов можно увидеть на официальном сайте налоговой службы. Что касается сроков подачи документов, то они остаются неизменными вне зависимости от того, каким способом отчет попадет в ФНС.
При составлении документов для определенного отчетного периода, бухгалтер обязан соблюдать все требования российского законодательства. Это очень важно, ведь даже незначительное нарушение может повлечь за собой массу штрафов. Лучшее, что ждет бухгалтера в этом случае, так это необходимость переделать отчеты.
Это очень долго и хлопотно, но все же не так страшно, как огромные штрафы, которые могут быть наложены ФНС и другими службами при несоблюдении правил составления отчетов.
В большинстве случаев бухгалтерская отчетность состоит из баланса и документов финансовых результатов деятельности компании. Однако, в зависимости от ситуации, в БО могут быть включены и пояснительные записки к бумагам. Они могут понадобиться для более полной и достоверной картины. Особенно часто пояснительными записками сопровождают отчеты о движении денежных средств.
При подаче документов за определенный отчетный период бухгалтер должен помнить о том, что, если компания проходила аудиторскую проверку, данный вид отчета необходимо обязательно приложить к другим бумагам.
Баланс и финансовый отчет могут быть подписаны руководителем предприятия исключительно после вынесение решения аудитором.