Стратегия дифференциации - это плановое направление развития, при котором происходит разделение единого целого на части, выполняющие свою функцию в развитии системы.
Стратегия дифференциации как идея выбора направления развития, увеличивающая конкурентоспособность предприятия, основана на общих законах устойчивого существования и успешного развития любой системы.
Каждая система в своем развитии стремится к достижению монополизма в потреблении ресурсов. Это становится возможным только за счет разрушения других систем. Такова объективная реальность в динамике материи. Все ее единицы стремятся создать свою систему, чтобы обеспечить таким образом постоянный приток вещества и энергии и достичь максимально устойчивого состояния.
Монопольное положение достигается с помощью разрушения или подавления других систем. Полностью монопольное положение любой системы невозможно даже в мире неживой материи. Достигнув такого состояния, система впадает в стагнацию и разрушается от внутренних или внешних причин.
Мир человеческой деятельности подчиняется всем законам природы. Отдельная организация, осуществляющая производство товаров или оказывающая услуги (разница между товарами и услугами не такая уж значительная), ничем не отличается от любой другой системы. Ее специфика заключается лишь в том, что организацией управляют люди, способные к разумной деятельности, то есть к прогнозированию, планированию и самоограничению.
Эти три свойства разума порождают множество процессов и механизмов саморегуляции. В результате системы, стремящиеся к монополизму, обычно его не достигают. Причина этого очень проста - к монополизму стремятся все, поэтому они мешают друг другу. Ограничивает стремление к монополизму и особая система - государство.
В результате динамичность процессов в экономике заставляет каждую организацию заботиться не столько о монополизации своего положения, сколько о своем конкурентоспособном состоянии.
Конкурентоспособность - это захват и удержание рынка своих товаров. Для того чтобы обеспечить себе такое положение, нужно или сделать конкурентов слабее, или создать условия, при которых ваш товар приобрел бы большую приоритетность. Таким образом, захват рынка - это поиск ниши, которую по каким-то причинам еще не заняли конкуренты, и внесение корректив в свою работу с целью создания товара, соответствующего этой нише. Для достижения конкурентоспособности необходимо:
Все очень просто и в то же время сложно. Сложность состоит в степени адекватности стратегии и тактики.
Захват рыночной ниши определяется количеством продаж и положительной динамикой их развития. Добиться этого можно следующим образом:
Способов повысить конкурентоспособность товара много. Здесь представлены лишь самые распространенные из них. Все они являются следствием выбора предприятием определенной стратегии развития.
Дифференциация - это развитие через разделение на разные, но однотипные части. Например, население может разделиться на категории по разным признакам. Возможна дифференциация по политическим пристрастиям, доходам, профессиям и т.п.
Стратегии дифференциации - это такой тип развития, при котором предприятие предполагает завоевывать и удерживать рынок с помощью увеличения разнообразия предоставления пользы потребителям. Это путь развития, при котором необходимо увеличивать ассортимент, улучшить качество и сопутствующие услуги.
В понятие дифференциации не входит прямое снижение цен, но возможно увеличение их разнообразия, когда на продукт с повышенным качеством цены увеличиваются, а на вновь появившийся продукт с пониженными потребительскими свойствами - уменьшаются. Такое использование цены в качестве инструмента реализации избранного направления дифференциации увеличивает количество покупателей всей продукции данного производителя.
В результате выходит, что стратегия дифференциации направлена на увеличение разнообразия присутствия продукции данного производителя в максимально большом количестве социальных, временных и территориальных единицах.
Производство по принципу увеличения разнообразия должно заполнить множество больших и малых ниш, выдавив из них продукцию прямых конкурентов. Особое значение имеют малые ниши. Их заполнение и удержание является индикатором успешности выбранной стратегии.
Стратегия широкой дифференциации является основой повышения конкурентоспособности любого производителя.
Она состоит в выборе такого конкурентного преимущества товара, которым не обладают подобные товары или услуги других производителей.
Конкурентная стратегия дифференциации может проявляться в различных видах:
Дифференциация как направление развития дает компании возможность:
Особенно успешна дифференциация при стабильно длящихся доходах от продаж. Это означает, что обновленный и измененный товар снизил пресс конкуренции и увеличил численность своих покупателей.
Дифференциацию можно считать неудачной при отсутствии положительной динамики продаж или кратковременном увеличении количества продаж и прибыли. Одним из признаков хорошей находки в расширении ассортимента является интерес к товару у конкурентов. Однако эта удача быстро станет неудачей, если они легко могут копировать признаки нового товара.