Льготы по земельному налогу носят компенсационный характер. Обычно они являются частью совокупности разных льгот, призванных подчеркнуть особые заслуги человека перед обществом или обеспечить налогоплательщику необходимый уровень жизни.
Льготниками могут быть как физические, так и юридические лица.
Налог на землю и льготы по нему состоят из следующих компонентов:
В процессе формирования льгот главным является субъект. От его характеристик и особенностей зависит сам факт появления оснований для льгот. Поскольку налоги взимаются с владельца земли, то и льготы могут определяться только по отношению к тому лицу, которое:
Льготы - это продолжение прав. Они могут быть установлены только по отношению к тому человеку, который имеет юридическое право на владение и распоряжение земельным участком.
Не могут платить налоги люди, которые землю арендуют или обладают правом на безвозмездное срочное ее использование. Поскольку они не обладают налоговой ответственностью, они не имеют права и на льготы.
В России существуют только два уровня формирования налоговых льгот: федеральный и региональный.
К первому уровню относятся все нормы, предусмотренные федеральным законодательством. Основным нормативным документом в данной области является Налоговый кодекс.
Законы регионального уровня расширяют количество субъектов льготного налогообложения, увеличивают диапазон льготных случаев и размеры отчислений. Однако региональное законодательство не должно принимать нормы, идущие вразрез с федеральными законами.
Чаще всего в список субъектов льготного налогообложения попадают юридические лица, чья деятельность является особо значимой для данного региона.
Не следует путать понятие льгот с ситуацией, когда предприятие не облагается налогом по причине отсутствия земли в собственности.
Этот уровень льгот описан в ст. 391 Налогового кодекса России. В соответствии с п. 5 налоговые льготы могут получать только люди, отвечающие следующим требованиям:
Реализация льгот осуществляется на основании документов, которые подтверждают право данного субъекта на уменьшение налоговой базы. Эти документы предоставляются в налоговый орган по месту расположения участка самим налогоплательщиком. Если субъект налогообложения не доказал свое право, то налоговый орган определяет величину налога в полном объеме.
Реализация права льготы зависит и от срока представления документов. Они должны быть поданы в соответствующие государственные органы не позднее 1 февраля того года, который следует за прошедшим налоговым периодом.
Для предприятий льготное налогообложение зависит от категории и целевого использования земли. Налог на землю не взимается с таких участков:
Все остальные земельные участки подлежат налогообложению. Если такой участок используется индивидуальным предпринимателем в производственной деятельности, то налог на землю он платит на общих основаниях и в полном объеме.
Льготами при уплате земельного налога пользуются следующие организации:
В субъектах федерации список организаций-льготников может быть расширен. Могут быть увеличены и размеры налоговых вычетов.
Уплата налога за землю может производиться в прямой форме или в косвенной. Налог с продажи земли - это отчисления, связанные с получением дохода от земли. Эта форма налогового бремени также обладает рядом льгот.
Реализовать свое право на льготы можно только при следующих условиях.
В 2014 году была установлена величина предельно допустимого вычета в 260 000 руб. Это означает, что налогоплательщик может вернуть себе причитающиеся 13% только в том случае, есть купил землю не дороже, чем за 2 миллиона. При покупке земли за большую сумму гражданину возвращают все те же 260 000 рублей.
Существует еще одна льгота по налоговому вычету при приобретении земельного участка. Она определяется не по категориям граждан, а по давности нахождения недвижимости в собственности. До 2015 года налоги с продаж не платили после 3 лет нахождения недвижимости в собственности. С 2015 года этот срок увеличен до 5 лет. Исключение сделали только для недвижимости, перешедшей к новому владельцу в процессе дарения или наследования.
В последнее время наметилась тенденция увеличения налогового бремени. Проявляется это как в виде прямого увеличения налогов, так и в уменьшении спектра и величины льгот. Остается надеяться, что кризис закончится, и опять начнутся времена усиления социальной и экономической поддержки населения.