Центральное место в трудовом праве занимают отношения работодателя и исполнителя, а также методы обеспечения трудовой дисциплины в организации.
Варианты контролирования процесса трудовой деятельности остаются прежними, однако, их содержание претерпевает постоянное изменение. Остаются «кнут» и «пряник», только кнутом бьют иначе, а пряник приобретает другой вкус.
Значительную роль в происходящих изменениях играет государство, так как именно оно определяет понятие дисциплины труда и методы ее обеспечения. На этом уровне разрабатываются нормы и принципы, контролирующие взаимоотношения организации с персоналом. В соответствии с нормами Конституции РФ, работодатель, прежде чем требовать соблюдения дисциплины, должен предоставить сотрудникам приемлемые условия для исполнения их обязанностей. Внутренние документы организации закрепляют правила поведения работников и разрабатываются с учетом обязательных условий труда, оговоренных в ТК РФ.
Использование методов управления трудовой дисциплиной является залогом эффективной деятельности любого предприятия. Грамотный руководитель умеет правильно использовать данные по организации трудовой деятельности. Основа методов влияния остается неизменной, меняются лишь формы их применения. Чтобы достигнуть цели в эффективном управлении человеческими ресурсами и их дисциплиной, работодатель должен обеспечить подчиненным рабочее место, соответствующее всем нормам трудового законодательства: все оборудование должно исправно работать, а работнику должны быть предоставлены необходимые инструкции для осуществления его обязанностей.
Соблюдение трудовой дисциплины на предприятии несет в себе определенные цели:
Соблюдение всех аспектов трудовой дисциплины позволяет достичь максимального эффекта в производительности труда и сократить число непредвиденных ситуаций, влияющих на возникновение несчастных случаев и приводящих к неисправности оборудования.
Согласно законодательным требованиям, правила трудовой дисциплины должны быть зафиксированы во внутренних документах каждой компании.
И это неудивительно, ведь их соблюдение позволяет регулировать взаимоотношения между подчиненными и работодателем. Ответственность за разработку такого проекта, как правила (схема) внутреннего трудового распорядка (ПВТР) несет руководство организации, после чего данный проект должен быть согласован с трудовым коллективом.
При подготовке правил необходимо руководствоваться рекомендациями госстандарта по требованию к оформлению документов и определенными статьями ТК РФ. Обязательными пунктами в данном документе являются понятие трудовой дисциплины и методы ее обеспечения, а также дисциплинарная ответственность служащих фирмы.
ПВТР должны содержать инструкции по организации процесса приема и увольнения сотрудников, права и обязанности персонала и работодателя, график с учетом продолжительности рабочего времени и перерывов, меры поощрения и наказания, а также возможность их применения. Необходимым разделом в правилах является указание зон ответственности сторон во взаимоотношениях работодателя и служащего.
На усмотрение руководства, ПВТР имеют форму либо отдельного внутреннего документа, либо оформляются в качестве приложения к трудовому договору. Вот способы их утверждения: специальным приказом или как самостоятельный локальный акт фирмы.
Убеждение как один из методов обеспечения трудовой дисциплины и ее укрепления, играет важную роль в управлении трудовыми ресурсами и помогает влиять на показатели продуктивности работы. Хороший руководитель всегда знает, что именно может повлиять на работу служащих его компании, и помнит о том, что качественная работа и соблюдение дисциплины должны награждаться, а проступки должны наказываться. Подобный подход к управлению подчиненными позволяет мотивировать их на соблюдение установленных правил.
Среди видов убеждения встречаются правовые методы обеспечения трудовой дисциплины, экономические, эстетические и другие. В области управления трудовыми процессами чаще всего используются политические и экономические методы. Подобные методы обеспечения дисциплины труда заключают в себе:
Ключевые принципы стимулирования труда на современных предприятиях включают в себя:
Изначально установленная в штатном расписании заработная плата, пособия и другие обязательные привилегии далеко не всегда оказывают достаточно сильный побудительный мотив для повышения производительности труда. Именно поэтому современные руководители стали чаще обращать внимание на разработку грамотной системы мотиваций труда.
Условно типы поощрений можно разделить на:
Одной из важных категорий поощрений являются материальные нефинансовые вознаграждения. К ней относятся подарки, сувениры, добровольное медицинское страхование, ссуды по льготной программе, скидки на приобретение товаров в определенных магазинах, сертификат на посещение фитнес-клуба, оплачиваемые обеды и другие. К этому же списку можно добавить корпоративные мероприятия по укреплению трудовой дисциплины, которые позволяют не только вознаградить сотрудников за хорошую работу, но и сплачивают коллектив, что позитивно отражается на достижении дальнейших результатов.
Ценной составляющей нефинансовых вознаграждений является признательность. Одобрение и комплименты, выражаемые сотрудникам за работу, могут быть не только устными, но и показательными. Можно организовать в кабинете доску почета, где будут вывешены фотографии наиболее отличившихся сотрудников или на общем собрании выдать официальную грамоту и наградить орденом за отличные показатели в работе. Психологическое вознаграждение может отражаться в оборудовании более комфортного рабочего места, переезда в отдельный кабинет или покупки удобного кресла. К этому же типу вознаграждений можно отнести предоставление служебного автомобиля.
К принуждению относят разновидности наказания за совершение работником какого-либо проступка. Наказывая сотрудника, его тем самым вынуждают следовать установленным правилам, встав на путь исправления.
Обязательно нужно соблюдать грамотный баланс между поощрениями и штрафами. Количественное применение поощрений должно быть больше, чем наказаний. В реальности штраф, как и любое другое наказание, должны применяться только в крайнем случае, так как применяемые слишком часто, они становятся привычными и перестают выполнять свою мотивирующую роль. Что касается поощрений, то их, наоборот, нужно применять как можно чаще, но обязательным условием является объективность их применения. Хорошим дополнительным стимулом будет, если вручение премий и наград будет производиться гласно, в этом случае другие сотрудники будут еще больше стремиться к получению вознаграждения, зная, что оно реально достижимо.