Характеристика (от др.-греч.) - совокупность отличительных свойств кого-либо и чего-либо. Служебная характеристика также несет информацию об индивидуальных особенностях человека, только с позиции его профессиональных, деловых качеств. Хотя очень часто в ней отражаются моральные и психологические черты сотрудника для более полного раскрытия личности.
Характеристику пишет специалист отдела кадров либо руководитель фирмы или структурного подразделения в произвольной форме от третьего лица. Обязателен бланк организации для составления документа, который заверяется после написания подписью и печатью.
Чаще характеристика на сотрудника пишется для внутреннего пользования компании. Причины могут быть положительными - аттестация, повышение по службе - и отрицательными: нарушение дисциплины и трудового распорядка фирмы.
Служебная характеристика составляется и для внешних организаций:
В некоторых случаях работник просит написать служебную характеристику при увольнении для предоставления на новое место работы.
Если характеристика пишется для внутреннего пользования, она должна показать многие стороны личности сотрудника, но в большей степени профессиональные.
План написания характеристики состоит из следующих пунктов:
Характеристика для предоставления в другие организации пишется по тому же плану. Отличие может заключаться в том, что профессиональным качествам в таком документе уделяется меньше внимания (кроме характеристики на новое место работы), а больше раскрывается информация о личности сотрудника.
В таких документах требуется, как правило, охарактеризовать человека с положительной стороны, указать на его неконфликтность, ответственность, доброжелательность, пунктуальность и т.д. Достоинства описываются в зависимости от того, с какой целью и в какую организацию составляется характеристика и раскрытие каких качеств поможет человеку добиться желаемого результата или цели (нужно уточнить, что составитель несет определенную ответственность за достоверную информацию, поэтому нужно исходить из конкретных качеств работника, а не писать характеристику по его просьбе).
Для того чтобы оценить работника правильно и нешаблонно (одинаково всех сотрудников, работающих на разных проектах и выполняющих различные должностные обязанности), необходимо составить кейс для каждого человека, проходящего аттестацию. Обычно у кадровых служб уже составлены такие кейсы, они удобны для приема человека на работу, помогают правильно оценить и понять, подходит ли данная работа и данная компания кандидату. Кейс составляется на основе должностной инструкции, локальных нормативных актов, корпоративной культуры фирмы.
Для аттестации и характеристики кейсы - большие помощники.
Работоспособность и профессионализм для различных сотрудников должны оцениваться по-разному.
Например, водитель - внимательный, большой стаж за рулем, безаварийное вождение, ответственность, пунктуальность, быстрота реакции, умение молчать и слушать. Менеджер по продажам - умение принимать быстрые решения, общительность, способность расположить к себе собеседника, подвижность, энергичность, ответственность и пунктуальность. Можно, конечно, составить размытую и неконкретную служебную характеристику для работника. Но пользы она не принесет, поэтому лучше подойти ответственно к написанию и подготовке документа.
Данный образец подходит для внешних организаций. Для внутреннего пользования необходимо включить больше информации о деловых качествах, возможно, с датами и названиями проектов, над которыми работал сотрудник, и тем, каких результатов в них добился.