Для чего малому бизнесу конкурентные стратегии?

16 июля 2015
Просмотров: 2360

К такому инструменту, как конкурентные стратегии, индивидуальных предпринимателей вынуждает прибегать развитие в нашей стране малого бизнеса. Малые предприятия обладают рядом преимуществ перед организациями среднего и большого бизнеса, среди которых быстрая адаптация к любым колебаниям рыночной экономики, мобильность и гибкость.

Малое предприятие

Своим существованием они увеличивают конкуренцию, позволяют устранять во многих сферах монополию крупных предприятий. Но рост их численности приводит к жесткой конкуренции между собой. А это заставляет их владельцев осуществлять выбор конкурентной стратегии. Сегодня нет возможности занимать какую-то одну позицию при постоянных изменениях условий игры на рынке.

Конкурентная стратегия предприятия

Роль малых предприятий для государства и общества трудно переоценить. Это рабочие места и рост покупательной способности населения, что благотворно влияет на всю экономику страны. Поэтому развитие данного сектора, создание для этого условий является первоочередной задачей для руководителей развитых стран. По тому, насколько развит этот сектор рыночной экономики, можно объективно судить о темпах развития государства и его валовом доходе.

Поиск и анализ рынков сбытаПод конкурентными стратегиями понимают общую модель действий в совокупности с необходимыми правилами, которым должен следовать руководитель во время планирования последующего удержания существующих конкурентных позиций своего бизнеса в соответствии с условиями рыночной экономики. Разные виды конкурентных стратегий применяются для разных целей. Большинство их реализуют, отталкиваясь от следующих данных:

  • источники ресурсов;
  • рынок сбыта;
  • уровень конкуренции;
  • возможные риски;
  • вероятное поведение рынка;
  • внутриполитическая ситуация в стране;
  • возможные ограничения.

Как правило, перед менеджерами возникает не одна, а сразу несколько вариантов конкурентной стратегии. И перед ними стоит задача выбрать оптимальную. Поскольку срок деятельности малых предприятий невелик, их собственники не обладают должным опытом и не демонстрируют эффективности в выборе той или иной стратегии. Тем не менее отмечается уверенное движение в их определении, поиске и реализации.

Разработка конкурентной стратегии

Возможные риски малого предприятияНесмотря на то что в литературе механизмы разработки, а также применения этих стратегий на малых предприятиях описаны не очень хорошо, больше уделено внимания крупному и среднему бизнесу, все же можно выделить некоторый порядок, позволяющий сделать правильный выбор. Ошибка в нем неизбежно приведет к большим убыткам и ликвидации предприятия, потому что конкуренция на рынке практически во всех сферах очень велика. Перед менеджерами стоит цель выработать основной подход, которым будут руководствоваться при определении принципов и оптимального направления развития предприятия с учетом регулярно изменяющихся условий рыночной экономики.

Для решения этой цели необходимо ставить и решать такие задачи:

  • выяснить, какие существуют возможные альтернативы для данного объекта деятельности;
  • определить главные ориентиры в деятельности малого предприятия;
  • проделать глубокий и полный анализ всех факторов, как внутренних, так и внешних;
  • определить, несколько оптимальных вариантов стратегий для предприятия.

Как выбирается?

Но предприятие не может одновременно следовать нескольким стратегиям. Мало найти несколько приемлемых вариантов. Нужно остановить свой выбор на одном из них, его и будет впоследствии придерживаться менеджмент субъекта малого бизнеса.

Уровень конкурентной борьбыПри решении вопроса, на каком варианте стратегии остановиться, нужно учитывать реалии рынка. В некоторых случаях топ-менеджеры руководствуются устоявшимися стереотипами, что и приводит к ошибочному решению. Системный подход в выборе позволяет учитывать действительное положение дел и отходить от шаблонов, следование которым с высокой долей вероятности приведет предприятие к краху.

Неправильное понимание системного подхода приводит к тому, что менеджеры и собственники сосредоточивают свое внимание на вопросах конкуренции и на выборе наиболее прибыльного рынка. В целом это очень неплохо и может служить неким ориентиром на начальном этапе. Но исключительная концентрация на этих двух параметрах оказывает негативное влияние на всех остальных, что опять в среднесрочной и долгосрочной перспективе тянет предприятие вниз.

Учитывая, что определенная доля малых предприятий вынуждена кредитоваться, привлекать инвесторов, сроки возврата инвестиций составляют от одного года и более, следует рассчитывать на долгосрочность действия выбранных стратегий. Они в любом случае должны быть в определенных временных рамках. Еще одна большая и распространенная ошибка при их выборе - ориентация на конкурентную борьбу и противодействие конкурентам. Это неправильный подход.

Необходимо ставить акценты на привлечении клиентов.

Классификация конкурентных стратегий

Разновидности конкурентных стратегийОни условно разделяются на современные, международные, Котлера-Портера, каждые из которых предлагают свой взгляд на планирование деятельности предприятий. Это основные конкурентные стратегии. В состав современных стратегий входит взаимодействие нескольких базовых факторов, таких как положение предприятия по отношению к его прямым конкурентам, поставленные перед ним цели и положение на рынке, а также фактор стоимости конечного продукта.

Последний фактор оказывает огромное (если не решающее) влияние на выбор конечного потребителя. Поэтому при продвижении бизнеса используют стратегию конкурентных цен, следуя которой проводят ценообразование с жесткой привязкой к той ценности, которую предлагаемый товар или услуга представляет для клиента.

Но это не означает, что цена никак не меняется или меняется только из-за изменения предпочтений клиента. Стоимость товара может быть выше, ниже или соответствовать экономической цене. А это значит, что в продвижении бизнеса можно менять цены. Например, можно занять узкую нишу с низкой конкретностью и получать большой доход, применяя цены выше экономической стоимости. Если же стоит промежуточная задача проникнуть на рынок, то в условиях жесткой конкуренции придется заходить на него с ценами, которые ниже экономической стоимости. Порядок действий будет зависеть от рыночной ситуации.

Подобные стратегии поведения в конкурентной среде присутствуют у М. Портера, который абсолютно верно считает, что выбор нельзя сделать без определения продукта, рынка и компетенций.

Матрица конкурентных стратегий Майкла ПортераОн выделяет следующие типы конкурентных стратегий:

  • предприятие ориентируется на узкий сегмент потребителей, объединенных каким-то общим признаком;
  • предприятие привлекает клиентов за счет низкой цены на рынке;
  • предприятие выпускает на рынок конечный продукт, который сильно отличается от аналогов его конкурентов, тем самым стимулируя увеличение на него спроса.

При выходе предприятия на международные рынки, которые позволяют существенно увеличить объем производства, ему необходимо применять международные стратегии. Они учитывают повышенные требования ко всем участникам мирового рынка, из-за чего в их основе заложено внедрение инновационных технологий, постоянное развитие конечного продукта предприятия и поиск инвесторов.

Тут можно привести пример из истории. В 70-е годы автомобиль марки «Москвич» пользовался большим спросом в странах Западной Европы. Но очень быстро сказалось на потере этого рынка то, что к разработке конкурентной стратегии предприятия специалисты не привлекались, не было постоянного внедрения инновационных технологий, развития этой марки и предложения новых моделей.

Отечественный внедорожник «Нива» на момент своего дебюта имел все перспективы, чтобы занять свою нишу на мировом рынке внедорожников, но по тем же причинам этого не произошло. У Советского Союза в период 70-х годов были все шансы серьезно потеснить западных промышленников в сфере автомобилестроения. Если бы на тот период на предприятиях отечественного автопрома были задействованы базовые конкурентные стратегии, помимо нефти и газа Россия сегодня экспортировала бы на Запад свои автомобили.

Автор:
Оцените статью:
КОММЕНТАРИИ