Заявление о закрытии ИП - важный документ, который необходимо уметь правильно составлять, чтобы процедура прошла успешно. Индивидуальный предприниматель может в самостоятельном порядке его заполнить или же обратиться за помощью к специалистам. При составлении документа обязательно соблюдают законодательство РФ.
Заявление на закрытие ИП необходимо писать в том случае, если предприниматель действительно собирается ликвидировать бизнес, при этом он выполнил необходимые для этого формальности. Ликвидация организации в соответствии с нормами проходит в налоговой инспекции, где ранее производилась регистрация. Еще пару лет назад закрытие субъекта было невозможным, если у него были задолженности по различным выплатам и отчислениям. ИП должен был предоставить в налоговую службу справку, выданную в Пенсионном фонде, где говорилось бы об отсутствии суммы долга.
На данный момент ликвидация ИП может проходить и при наличии задолженности. Если субъект хозяйствования не предоставил в налоговую соответствующую справку, инспекция в самостоятельном порядке подает в Пенсионный фонд запрос и получает в электронном виде необходимые сведения. Таким образом, отсутствие ранее оговоренных справок в налоговой не является причиной для отказа в закрытии ИП.
Но предпринимателей предупреждают, что даже если ИП не будет функционировать и признается закрытым, сумма задолженности не исчезнет и не уменьшится, ее все равно необходимо будет погасить. Только после процесса ликвидации долг будет перерегистрирован на физическое лицо.
Если у индивидуального предпринимателя были наемные сотрудники и велся кадровый учет, то, перед тем как подать заявление о закрытии ИП в налоговую службу, предполагается обратиться в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, чтобы закрыть все отчеты и осуществить необходимые взносы. Кроме того, в Пенсионном фонде лицу должны выдать справку об отсутствии задолженности или он должен погасить имеющийся долг по сумме взносов. Произвести все операции можно в государственных учреждениях не только в соответствии с адресом регистрации, но и по месту жительства предпринимателя.
Одним из наиболее важных документов, входящих в пакет при закрытии ИП, является заявление о государственной регистрации окончания функционирования индивидуального предпринимателя. Его форма - Р 26001. Документ заполняют точно и грамотно.
Бланк должен быть актуальным на конкретный момент времени. Его лучше всего создавать в электронной форме, причем формат требуемой формы наиболее удобно составить в программе Excel, что упрощает возможность проведения процедуры расчета. Заявление на прекращение деятельности ИП обычно скачивается с сайта государственного учреждения в незаполненном виде.
Предлагаемый в налоговой инспекции образец (на сайте учреждения) дает возможность провести процедуру заполнения максимально быстро и правильно, так как в нем большое количество пояснений. Чтобы суметь просмотреть образец и его распечатать, нужно на компьютер установить специальную программу, с помощью которой можно открывать файлы в формате PDF.
Иногда заявление на закрытие бизнеса заполняют не в электронной форме, а в письменном виде. В данном случае необходимо распечатать или получить актуальный бланк, куда в ручном виде записываются необходимые сведения. Обычно используется ручка с черными чернилами. Записи проводятся заглавными печатными буквами. Если же заполнение документа проводят в электронном виде, необходимо соблюдать следующие требования:
Важным моментом выступает подпись, которая ставится предпринимателем на заявлении. Она в обязательном порядке подлежит процедуре заверки, если подача не происходит лично. Если же предприниматель самостоятельно подает заявление в государственный орган о регистрации закрытия ИП, помощь нотариуса не нужна. Однако подпись на заявлении должна быть поставлена только в присутствии сотрудника налоговой службы - уполномоченного инспектора.
Заявление на прекращение предпринимательской деятельности со стороны ИП должно быть заполнено в соответствии с особыми указаниями, предусмотренными законодательством. Существуют определенные нюансы, которые необходимо учитывать при заполнении. Все графы должны быть заполнены. В скачанном документе-образце одной из важнейших глав является наименование органа, который проводит процедуру регистрации закрытия деятельности индивидуального предпринимателя. В указанной строке отображается номер ИФНС того учреждения, куда человек будет сдавать все документы по ликвидации ИП. Располагать указанными данными позволит единая информационная система, в которую можно войти через сайт налоговой службы.
Пункт 1 заявления содержит различные сведения, которые касаются личных данных индивидуальных предпринимателей. Заполняются следующие данные:
2 пункт не подлежит заполнению, если лицо является гражданином РФ. Следующий пункт включает все данные, содержащиеся в основном документе, который предназначен для удостоверения личности. В строке о виде документа необходимо написать, что это паспорт гражданина РФ. В дальнейших 4 графах отображается:
4 пункт подлежит заполнению только со стороны иностранных лиц. В следующем пункте предприниматель должен сделать пометку о подтверждении достоверности всех предоставленных данных. В графе, где речь идет о заявителе, сведения должны заполняться при нотариусе.
В 5 пункте лицо должно оставить контакты, чтобы с ним могли связаться в случае необходимости. 6 пункт подлежит заполнению со стороны нотариуса, а в 7 пункте пометки делаются служащим налоговой службы, который вправе осуществлять прием документов.
К бланку заявления о ликвидации ИП прилагается лист формата А1. Он играет роль расписки, где заверяется информация о получении налоговой службой документов ИП, необходимых для проведения процедуры.
Заполнением данной расписки занимается инспектор налоговой службы, который выполняет прием документов.
Заявление о ликвидации ИП должно быть в обязательном порядке подписано индивидуальным предпринимателем. Если документы подаются почтовым сообщением, бланк заявления заверяется нотариусом.
Уведомление о прекращении предпринимательской деятельности обычно приходит через 5 рабочих дней после подачи заявления. Подтверждение ликвидации ИП происходит в виде свидетельства, которое выдается заявителю на руки. Однако гражданин должен учитывать, что к заявлению обязательно нужно приложить еще и квитанцию. Она свидетельствует об уплате госпошлины. Для этого необходимо обратиться в соответствующие органы и заплатить 160 рублей (сумма госпошлины), взамен будет получена квитанция, которая также сдается в налоговую службу.
Срок ликвидации ИП практически во всех случаях составляет 5 рабочих дней, по истечении которых осуществляется выписка субъекта предпринимательства из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Необходимо обратить внимание на наличие задолженностей, которые не аннулируются, а со временем нарастают. Это обуславливается добавлением к ним штрафов и пеней.
Заявление о ликвидации ИП представляет собой достаточно сложный документ, для заполнения которого нужна подготовка. При этом лучше руководствоваться образцом, а при возникновении вопросов рекомендуется получить консультацию у специалистов. Данные меры позволяют избежать ошибок и ускорить процесс закрытия ИП.