Порядок выдачи трудовой книжки при увольнении

20 ноября 2015
Просмотров: 1131

Выдача трудовой книжки при увольнении имеет некоторые нюансы, однако они должны быть в обязательном порядке учтены работодателем. Эти нюансы изложены и закреплены в нормативах Трудового Кодекса. Исполнение всех нормативов Закона о труде способно избавить любое предприятие от возможных проблем при проведении проверок и способствовать плодотворному рабочему процессу. Среди одного из обязательных и неоспоримых нормативов является ведение, контроль и выдача трудового документа работнику при его увольнении. Поэтому если факт хранения документа в специальном месте, куда закрыт доступ случайным субъектам, понятен, то процесс заполнения и выдачи трудовых книг может содержать определенные тонкости и нюансы.

Увольнение на предприятии

Процесс выдачи трудовой книжки

Если инициатива прекращения рабочих отношений исходит от руководителя, то работнику должны передать для ознакомления приказ относительно своего увольнения, где будет указана причина окончания сотрудничества, которая и будет отображена в соответствующем документе. Если же инициатором выступает сотрудник, то причиной окончания трудовых отношений будет его заявление и именно оно будет считаться поводом прекращения трудовых отношений. Какой бы ни была причина увольнения, она должна быть отображена в приказе по предприятию и предоставлена уволенному сотруднику для обязательного ознакомления.

Подписание заявления на увольнениеСогласно действующему законодательству, порядок выдачи документа предусматривает, что уволенный сотрудник обязан получить трудовую книжку на руки непосредственно в день увольнения. При этом не стоит забывать, что день увольнения считается рабочим днем (если у сотрудника нет оправдательных документов на данный день в виде заявления), и поэтому он должен быть засчитан в сроки общего стажа и запись об этом должна присутствовать в документе.

Трудовая книжка должна пройти обязательную процедуру предварительной подготовки перед ее выдачей. Такая подготовка включает в себя правильное заполнение книжки сотрудником отдела кадров предприятия. При этом здесь должна отображаться не только информация о названии должности и сроках ее выполнения, но и следующие пункты:

  • прохождение курсов повышения квалификации (если таковые имелись), которые будут свидетельствовать о профессиональном росте;
  • внутреннее перемещение внутри одного предприятия, когда сотрудник в течение определенного времени совмещает две должности в одной компании;
  • внешнее совмещение, во время которых специалист может выполнять работы в разных компаниях, но необходимо зафиксировать эти данные в одной трудовой книжке.

Все записи в трудовой книжке должны присутствовать в полном объеме, при этом они должны быть подтверждены приказами по предприятию, подписями сотрудника отдела кадров и руководителя и утверждены печатью. В случае наличия исправлений в записях они обязательно должны быть подтверждены подписями и печатями ответственных лиц.

Получение трудовой книжки

Трудовая книжка при увольненииПолучение сотрудником данного документа должно подкрепляться его распиской, номер которой фиксируется в журнале учета движения трудовых книжек на предприятии. После этого запись о факте выдачи отображается в личной карте работника и удостоверяется его подписью. Начиная с этого момента, вся ответственность о сохранности документа лежит уже на физическом лице и все возможные претензии к предприятию будут необоснованными.

Каждый работодатель обязан помнить, что он не имеет права задерживать выдачу документа сотруднику даже при наличии неразрешенных материальных вопросов. Поэтому возможные вопросы возмещения материального ущерба или несданной специальной одежды сотрудником должны решаться непосредственно перед увольнением.

Неоспоримым поводом для сотрудника получить на руки трудовую книжку является его увольнение, но бывают случаи, когда в оригинале требуются документы на определенный срок для предоставления в государственные органы (Пенсионный фонд или ФМС). Тогда работнику отдела кадров нужно взять с работника расписку, в которой будет указана причина и сроки взятия документа, или же специалист предприятия может лично предоставить трудовой документ в требуемые организации. После отсутствия надобности в оригинале документа он возвращается в отдел кадров для дальнейшего хранения.

Очень важно помнить, что выдача книжки (как на время, так и на постоянной основе) должна осуществляться непосредственно ее владельцу и получение документа третьими лицами возможно только в случае наличия юридически оформленной доверенности.

Выдача без доверенности возможна только при смерти сотрудника, потому что тогда документ выдается по запросу родственникам на основании свидетельства о смерти (о чем в книжке делается запись).

Возможные нарушения в формате сотрудник-работодатель

Органы социальной защитыОчень часто возникают ситуации отсутствия работника или он выражает отказ в получении трудового документа. Чтобы обезопасить себя и решить данный вопрос, руководство предприятия может отправить сотруднику письменное уведомление о необходимости явиться в отдел кадров или дать письменное разрешение на отправление документа по почте. Со дня отправки такого уведомления компания снимает с себя ответственность за несвоевременную выдачу документа.

Бывают случаи конфликтного прекращения отношений между работником и работодателем. Поэтому при получении письменного уведомления субъект, не согласный с формулировкой или считающий запрос неактуальным (письмо не оформлено должным образом или информация содержится недостоверная), может сделать опись полученного запроса, и его должен утвердить сотрудник почты.

В таких ситуациях как бывший сотрудник, так и предприятие должны обезопасить себя от нарушения законодательной базы государства. А при немотивированном отказе предприятия выдать работнику требуемый трудовой документ последний имеет полное право обратиться в органы социальной защиты. При этом в случае признания вины предприятие должно будет оплатить сотруднику вынужденные прогулы и, возможно, даже возместить моральный ущерб.

Выдача трудовой книжки при увольнении будет простой задачей при соблюдении всех норм действующего законодательства, а процесс расставания предприятия с бывшим сотрудником станет легким и безболезненным. Он не доставит проблем обеим сторонам, оставляя чувство взаимной благодарности и приятного сотрудничества в прошлом.

Автор:
Оцените статью:
КОММЕНТАРИИ